Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Крупнейшие аптечные сети теряют доли на рынке
Большинство крупнейших аптечных сетей в 2010 году потеряли долю на рынке, пришли к выводу аналитики ЦМИ «Фармэксперт». Лидер аптечной розницы сеть «36,6» сократила ее на 0,63%, а в совокупности первая десятка усохла на 0,59%. При этом в целом розничный рынок вырос на 9,2%. В основном это произошло за счет развития региональных сетей, которые более гибко реагировали на изменения. Крупные сети активно закрывали нерентабельные точки, что привело к сокращению оборотов.
По подсчетам «Фармэксперта», в 2010 году долю на рынке сократили аптечная сеть «36,6», «Фармакор», «Имплозия», «Доктор Столетов», «Вита» и «Радуга» (см. таблицу). Причем «Радуга» переместилась сразу на четыре позиции вниз и находится теперь на девятом месте из-за сокращения количества точек и некоторого снижения объема продаж по сравнению с предыдущим годом, отмечают в «Фармэксперте». Совокупная доля первой десятки по сравнению с 2009 годом снизилась с 13,77 до 13,18%.
Падение доли рынка «36,6» на коммерческом розничном рынке связано с сокращением количества аптек, объяснила РБК daily гендиректор сети Валерия Солок: «На протяжении всего 2010 года мы закрывали убыточные точки». По итогам 2010 года сеть объединяла 989 аптек, тогда как в конце 2009 года — 1019. В 2011 году масштабного сокращения аптек не предвидится и будет открыто около 80 новых точек, пообещала г-жа Солок.
Второму по величине игроку на аптечном рынке сети «Ригла» удалось прирасти с 2,13 до 2,27%. При этом компания почти сократила разрыв с «36,6». Сделать это удалось благодаря стратегии мультиформатности — в 2010 году компания запустила сеть-дискаунтер «Будь здоров!», — а также за счет покупки региональных аптечных сетей, объяснил РБК daily гендиректор «Риглы» Андрей Гусев. «В 2010 году вклад приобретенных сетей в общую выручку составил 4,6%», — добавил он.
Смогли нарастить долю и работающие преимущественно на столичном рынке «А5» и «Самсон Фарма», которая в 2010 году впервые попала в топ-10 крупнейших сетей. Гендиректор «А5» Владимир Кинцурашвили говорит, что росту выручки способствует география развития сети: аптеки работают только в Москве и Подмосковье, где благосостояние населения существенно выше, чем в регионах. «Остальные федеральные сети в основном присутствуют в других городах, где покупательная способность значительно ниже, — отмечает собеседник РБК daily. — К примеру, у «36,6» в Москве 250 аптек, а у нас более 400».
В 2010 году по числу точек «А5» заняла первое место в рейтинге столичных сетей, а к концу 2011 года компания намерена стать первой и по выручке, утверждает г-н Кинцурашвили.
В целом аптечная розница приросла за прошлый год на 9,2%, до 404,5 млрд руб., подсчитали в «Фармэксперте». Такой рост в определенной степени произошел благодаря высоким темпам развития региональных сетей, их динамика опережала среднерыночный показатель, отмечает аналитик «Фармэксперта» Ирина Катасонова. «В 2010 году высокие темпы развития продемонстрировали и сети, сотрудничающие с другими игроками рынка или представителями бизнеса, — добавила она. — В пример можно привести «Мелодию здоровья», которая принадлежит дистрибьютору «Катрен», а также сеть «А5», размещающую точки в супермаркетах Х5 Retail Group».
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?