Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Кризис заставит ритейлеров работать
Кризис усилит конкуренцию среди ритейлеров в 2014 году
Ритейл не сможет выйти на траекторию роста, руководствуясь одной лишь целью – открытия новых торговых точек. На фоне стагнации экономики, розничная торговля должна стать ориентированной на покупателя: его вкусы, предпочтения, кошелек...
Основная поддерживающая посткризисный рост экономики отрасль – розничная торговля – к концу года вслед за промышленностью ушла в стагнацию
По данным НИУ ВШЭ, после очевидного замедления в III квартале к IV кварталу индекс предпринимательской уверенности в торговле впервые с 2009 года упал до +3%. Причиной стало практическое отсутствие роста спроса (даже в предновогодний период, что является нонсенсом для отрасли). Вслед за просадкой спроса, отмечают эксперты НИУ ВШЭ, проанализировавшие ситуацию в крупнейших компаниях, последовало внушительное сокращение объема продаж и товарооборота (балансы оценок изменения показателей снизились с +4 в III квартале, до –7 и –6% соответственно).
«Согласно официальной статистике, в течение года неоднократно отмечалось смещение модели потребления домохозяйств в формат накопления сбережений, тем самым свидетельствуя о наличии неуверенности, нарастающем дискомфорте и волнении в обществе (в последние месяцы наблюдается снижение темпов роста реальных располагаемых доходов). Население все чаще откладывало покупки товаров длительного пользования, постепенно ослабляя действие потребительского мультипликатора на рыночную экономику в целом», – объясняют в ВШЭ.
Выводы экономистов подтверждают и сами ритейлеры. Хуже всех пришлось одежному ритейлу и компаниям, торгующим бытовой техникой. Так, по словам вице-президента одежного ритейлера Sela Эдуарда Остроброда, выручка снижается с начала ноября, основные факторы – это ожидание кризиса, повышение цен на продукты и топливо.
В «пищевке» дела к концу года обстояли несколько лучше – снижения продаж не было, зато была стагнация. В сети «Дикси» заявили, что в 2013 году люди покупали в натуральном выражении столько же, сколько и в прошлом году, отметив при этом, что предновогодний всплеск продаж «не так ярко выражен, как в прошлом». Ритейлер объясняет это обострившейся конкуренцией. Об усилившейся конкуренции на рынке говорил и один из крупнейших российских ритейлеров – X5 Retail Group.
Как отмечают эксперты ВШЭ, каждый пятый опрошенный предприниматель ожидает снижения доходов своего бизнеса в I квартале следующего года.
В этих условиях, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, на передний план выходит фактор конкуренции. «В последние несколько лет мы видим, насколько большое значение стал приобретать фактор не только цены, но и ассортимента магазина, удобства, его общего восприятия покупателями. В 2014 г. эти факторы останутся в силе и, может быть, цена будет иметь чуть большее значение, учитывая замедление прироста доходов потребителей», – отмечает эксперт.
Усиление конкуренции благотворно скажется не только на покупательском кошельке, но и на производителях, которые сегодня страдают от неэффективности работы ритейла. Так, заявил «Эксперт Online» гендиректор агрохолдинга «Алтан» Валерий Покорняк, «неумение работать с ассортиментом – один из основных факторов, сдерживающих рост оборотов». По его словам, сегодня основное, на что направлены усилия ритейлеров – это открытие новых точек, однако в условиях не самой благоприятной экономической конъюнктуры такая стратегия не станет фактором роста. «Ритейл должен понять клиентов магазина, научиться продавать различные категории товаров по-разному, уметь работать с ассортиментом, придерживаться гибкой ценовой политики. А сейчас, по сути, нет даже большой разницы между супермаркетами и гипермаркетами, нет настройки на покупателя, ритейлеры даже элементарного анкетирования не проводят», – сокрушается Покорняк.
Он считает, что при грамотной клиентоориентированной стратегии, обороты ритейлеров можно увеличить в разы. «У нас по сетям хорошие продажи макарон в месяц – это 150-200 кг. Когда мы продавали нашу продукцию сами в течение 4 дней на ярмарке в Москве, мы продали 4200 кг. То есть, различие составило 4000%», – отмечает предприниматель.
Эксперты считают, что в новых стагнационных услоиях наиболее успешным может оказаться новый лидер рынка «Магнит». Помимо эффекта масштаба бизнеса, который позволяет ритейлеру получать более выгодные условия у поставщиков, у него одна из наиболее эффективных IT-систем в отрасли, отмечают аналитики UBS. Она учитывает такие параметры, как оценочный бюджет на продукты питания в домохозяйствах района вокруг каждого конкретного магазина, данные об основных конкурентах и др. На основе этой системы «Магнит» может устанавливать целевые значения по трафику и рентабельности для отдельного магазина, а также точечно инвестировать в цены и работать с ассортиментом. Например, если рядом с магазином есть офисы, сеть может нарастить предложение собственной продукции с расчетом на то, что она будет покупаться офисными сотрудниками на обед или ужин.
Екатерина Шохина, «Эксперт Online»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/f8e/4uh6f35e5mzyiks0k9k11njcuymg1ai4/anonsDanil-Ivanilov.jpg)
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?