Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис заставит ритейлеров работать
Кризис усилит конкуренцию среди ритейлеров в 2014 году
Ритейл не сможет выйти на траекторию роста, руководствуясь одной лишь целью – открытия новых торговых точек. На фоне стагнации экономики, розничная торговля должна стать ориентированной на покупателя: его вкусы, предпочтения, кошелек...
Основная поддерживающая посткризисный рост экономики отрасль – розничная торговля – к концу года вслед за промышленностью ушла в стагнацию
По данным НИУ ВШЭ, после очевидного замедления в III квартале к IV кварталу индекс предпринимательской уверенности в торговле впервые с 2009 года упал до +3%. Причиной стало практическое отсутствие роста спроса (даже в предновогодний период, что является нонсенсом для отрасли). Вслед за просадкой спроса, отмечают эксперты НИУ ВШЭ, проанализировавшие ситуацию в крупнейших компаниях, последовало внушительное сокращение объема продаж и товарооборота (балансы оценок изменения показателей снизились с +4 в III квартале, до –7 и –6% соответственно).
«Согласно официальной статистике, в течение года неоднократно отмечалось смещение модели потребления домохозяйств в формат накопления сбережений, тем самым свидетельствуя о наличии неуверенности, нарастающем дискомфорте и волнении в обществе (в последние месяцы наблюдается снижение темпов роста реальных располагаемых доходов). Население все чаще откладывало покупки товаров длительного пользования, постепенно ослабляя действие потребительского мультипликатора на рыночную экономику в целом», – объясняют в ВШЭ.
Выводы экономистов подтверждают и сами ритейлеры. Хуже всех пришлось одежному ритейлу и компаниям, торгующим бытовой техникой. Так, по словам вице-президента одежного ритейлера Sela Эдуарда Остроброда, выручка снижается с начала ноября, основные факторы – это ожидание кризиса, повышение цен на продукты и топливо.
В «пищевке» дела к концу года обстояли несколько лучше – снижения продаж не было, зато была стагнация. В сети «Дикси» заявили, что в 2013 году люди покупали в натуральном выражении столько же, сколько и в прошлом году, отметив при этом, что предновогодний всплеск продаж «не так ярко выражен, как в прошлом». Ритейлер объясняет это обострившейся конкуренцией. Об усилившейся конкуренции на рынке говорил и один из крупнейших российских ритейлеров – X5 Retail Group.
Как отмечают эксперты ВШЭ, каждый пятый опрошенный предприниматель ожидает снижения доходов своего бизнеса в I квартале следующего года.
В этих условиях, отмечает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, на передний план выходит фактор конкуренции. «В последние несколько лет мы видим, насколько большое значение стал приобретать фактор не только цены, но и ассортимента магазина, удобства, его общего восприятия покупателями. В 2014 г. эти факторы останутся в силе и, может быть, цена будет иметь чуть большее значение, учитывая замедление прироста доходов потребителей», – отмечает эксперт.
Усиление конкуренции благотворно скажется не только на покупательском кошельке, но и на производителях, которые сегодня страдают от неэффективности работы ритейла. Так, заявил «Эксперт Online» гендиректор агрохолдинга «Алтан» Валерий Покорняк, «неумение работать с ассортиментом – один из основных факторов, сдерживающих рост оборотов». По его словам, сегодня основное, на что направлены усилия ритейлеров – это открытие новых точек, однако в условиях не самой благоприятной экономической конъюнктуры такая стратегия не станет фактором роста. «Ритейл должен понять клиентов магазина, научиться продавать различные категории товаров по-разному, уметь работать с ассортиментом, придерживаться гибкой ценовой политики. А сейчас, по сути, нет даже большой разницы между супермаркетами и гипермаркетами, нет настройки на покупателя, ритейлеры даже элементарного анкетирования не проводят», – сокрушается Покорняк.
Он считает, что при грамотной клиентоориентированной стратегии, обороты ритейлеров можно увеличить в разы. «У нас по сетям хорошие продажи макарон в месяц – это 150-200 кг. Когда мы продавали нашу продукцию сами в течение 4 дней на ярмарке в Москве, мы продали 4200 кг. То есть, различие составило 4000%», – отмечает предприниматель.
Эксперты считают, что в новых стагнационных услоиях наиболее успешным может оказаться новый лидер рынка «Магнит». Помимо эффекта масштаба бизнеса, который позволяет ритейлеру получать более выгодные условия у поставщиков, у него одна из наиболее эффективных IT-систем в отрасли, отмечают аналитики UBS. Она учитывает такие параметры, как оценочный бюджет на продукты питания в домохозяйствах района вокруг каждого конкретного магазина, данные об основных конкурентах и др. На основе этой системы «Магнит» может устанавливать целевые значения по трафику и рентабельности для отдельного магазина, а также точечно инвестировать в цены и работать с ассортиментом. Например, если рядом с магазином есть офисы, сеть может нарастить предложение собственной продукции с расчетом на то, что она будет покупаться офисными сотрудниками на обед или ужин.
Екатерина Шохина, «Эксперт Online»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?