Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
5 671
Поделиться
Кризис заморозил столичный ритейл
В результате финансового кризиса на рынке торговой недвижимости заморожена большая часть проектов, поэтому из общего заявленного объема качественных торговых площадей, оцениваемого в более 1 млн. кв. м, на рынок выйдет не более 30%. Об этом говорится в обзоре компании Bridge Consulting.
По данным компании, с начала года на рынок было выведено несколько крупных качественных объектов: многофункциональный комплекс «Метрополис» на Ленинградском шоссе, торговый комплекс «Праздник» на ул. Тушинская, ТРЦ «Светофор» в Люберцах, ТРК «Мегаполис» на проспекте Андропова, ТРЦ «Спектр» на Новоясеневском проспекте, ТРК «Павлово Подворье», расположенный в 14 км от МКАД по Новорижсому шоссе.
Таким образом, объем качественных торговых площадей в Москве и Московской области по состоянию на конец I квартала 2009 года составляет порядка 4,5 млн. кв. м., что практически соответствует докризисному уровню. Но более половины из вышеперечисленных объектов должны были выйти на рынок еще в прошлом году, но по разным причинам – проблемы с финансированием, проблемы с получением разрешительной документации – сроки строительства были задержаны.
Во II квартале нынешнего года к вводу в эксплуатацию заявлено еще несколько крупных проектов, которые также должны были открыться в прошлом году, говорится в обзоре.
По мнению экспертов компании, рост уровня вакантных площадей заметен невооруженным взглядом: если в 2008 году средний уровень вакантных площадей в качественных торговых объектах составлял 1,5 – 2%, то сейчас он вырос вплоть до 10%. Данный показатель по рынку стрит-ритейла еще выше – вакантно до 20% площадей против 7-10% прошлого года.
Спрос на торговые площади в Москве и ближайшем Подмосковье значительно снизился прежде всего из-за снижения покупательской активности, считают в компании.
Кроме того, снижение прибыли у арендаторов повлекло за собой проблемы с оплатой арендной платы и, как следствие, участившиеся случаи расторжение договоров аренды. Хотя в нынешних условиях добиться снижения арендной ставки стало гораздо проще. Собственники, чтобы не терять арендаторов, готовы идти на компромиссы и снижать арендные ставки, констатируют эксперты.
Так, средняя арендная ставка в качественных торговых центрах в I квартале 2009 года составила $1200 /кв. м в год, что ниже средней докризисной арендной ставки почти на 20%.
Ставки продажи торговых площадей также снизились и составили в среднем – $5 000 за кв. м против $6 500 за кв. м в докризисный период, подсчитали в компании. Крупных сделок по продаже качественных торговых площадей с начала года зафиксировано не было.
Для привлечения арендаторов в новые торговые центры собственники предлагают «антикризисные скидки» и увеличение арендных каникул, даже до 1 года для якорных арендаторов, говорится в обзоре.
По мнению аналитиков, рынок торговой недвижимости перенесет экономический кризис легче других сегментов недвижимости. Это связано, прежде всего, с тем, что покупательская способность будет снижаться, но не исчезнет совсем.
Ввод новых объектов значительно сократится в ближайшие 1-1,5 года, хотя эксперты компании Bridge Consulting прогнозируют, что до конца года будет введено в эксплуатацию еще порядка 400 тыс. кв. м.
Арендные ставки и цены продажи больше не будут падать такими темпами, как в I квартале. Рынок ожидает незначительная коррекция и длительный период стагнации.
До конца 2009 года ожидается большое количество сделок по слиянию и поглощению. В основном – поглощение западными гигантами российских сетей, находящихся на грани банкротства, вызванного агрессивной политикой расширения и, как следствие, большими долговыми обязательствами. Западные же компании воспользуются таким случаем, чтобы занять освободившиеся ниши на крупном российском рынке.
Снижение прибыли могут ожидать компании, работающие в сегменте премиум-класса и, наоборот, значительное увеличение прибыли ожидается у «дискаунтеров». Именно поэтому, последние смогут реализовать свои планы по развитию и значительно увеличить свое присутствие на рынке, прогнозирует Bridge Consulting.
Компания Bridge Consulting, недавно объявившая о выходе на рынок, выбрала своей основной маркетинговой идеей формат low-cost. Перечень услуг, предлагаемых компанией Bridge-consulting по формуле low-cost: консалтинг и все, что с ним связано: исследования, маркетинг, бизнес-планирование, сопровождение любого проекта на стадии его реализации – брокеридж, формирование рекламной политики и управленческий консалтинг. Являясь частью строительной компании, Bridge-consulting предлагает клиентам строительный консалтинг, технический надзор и проектирование.
www.kdo.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.