Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 466
Поделиться
Кризис заблокировал телефоны
Продажи мобильных телефонов в России рухнули в кризисный 2009 год на 27% по сравнению с 2008 годом — до 26,2 млн шт. По данным крупнейшего сотового ритейлера страны "Евросеть", в денежном выражении рынок упал на 45% в долларах — до $4,1 млрд и на 30% в рублях — до 131 млрд руб. Ритейлеры считают, что к докризисным показателям продажи телефонов вернутся не раньше 2011 года.
По оценке "Евросети", всего в 2009 году в Россию было поставлено 27,4 млн сотовых телефонов, из них продано 26,2 млн аппаратов. Это на 27% меньше, чем в 2008 году. Основное падение было зафиксировано в начале прошлого года в связи с экономическими факторами — снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений, говорится в отчете ритейлера. При этом дна рынок достиг в мае—июне прошлого года, тогда падение относительно аналогичных показателей 2008 года составляло вовсе 40%.
Еще больше пострадали продажи в долларовом выражении. Падение составило 45% по сравнению с 2008 годом — до $4,1 млрд, а в рублях — на 30%, до 131 млрд руб. Но в расчете на один салон падение было меньшим — 12%. Его нивелировало снижение общего количества салонов ритейлеров, объясняют эксперты "Евросети". Вместо 20 тыс. на начало года общее количество салонов сотовых ритейлеров к концу года оценивалось примерно в 15 тыс. Причинами сокращения числа магазинов стали, с одной стороны, оптимизация сетей крупных игроков, с другой — банкротство и уход с рынка средних и мелких компаний.
Средняя цена проданного в рознице сотового телефона в 2009 году также снизилась: в долларах на 24% (до $157), а в рублях — на 4% (до 4,99 тыс. руб.). При этом продажи телефонов с розничной стоимостью менее 2 тыс. руб. в течение 2009 года выросла с 24% — до 41-42%, а продажи моделей стоимостью от 10 тыс. руб., наоборот, снизились в два раза и к концу года составляли 5%, отмечают эксперты "Евросети".
Лидерами в продажах телефонов по итогам прошлого года были Nokia и Samsung, они занимали по 37-38% рынка за счет ставки на более бюджетные модели. Доля SonyEriccson в 2009 году снизилась с 15,4 до 4,8%, а LG, наоборот, выросла с 3,9 до 11,6%. Таким образом, последний вытеснил SonyEricsson из Топ-3 производителей на российском рынке. Остальные вендоры по итогам года в сумме занимали 9% рынка.
Собственную долю рынка по итогам 2009 года в "Евросети" оценили в 33,4%, долю "Связного" — в 23,2%, а РТК (управляет розничной сетью МТС) — в 9,3%, остальные участники рынка сотового ритейла — 34,1%. В 2010 году благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных в кризисный период покупок "Евросеть" прогнозирует рост рынка на 10-11% — до 29 млн телефонов.
В "Связном" собственную долю рынка оценивают в 22% в штучном выражении и в 23-25% — в денежном, а в РТК — в 13% на конец года (в шт.). Но в целом конкуренты "Евросети" и эксперты рынка согласны с оценками ритейлера. Преподаватель Академии народного хозяйства и бывший вице-президент по маркетингу "Евросети" Владимир Богданов напоминает, что в начале года настроение потребителей было паническим, спрос на телефоны, которые не являются товаром первой необходимости, снизился. "Во второй половине года экономическая ситуация улучшилась, и спрос на телефоны стал расти, но покупатели стали более бережливыми. При этом за этот год сформировался отложенный спрос на сотовые телефоны, так как крайний срок реплейсмента (покупка телефона на замену старому) — три года",— рассуждает господин Богданов.
Как и представители "Евросети", ритейлеры ожидают, что восстановление рынка до докризисного уровня произойдет не в 2010-м, а в 2011 году. "Это обусловлено ростом цен, понижением курса рубля к основным валютам, снижением актуальных доходов населения и психологическим фактором страха перед кризисом, все еще актуальным для общественного поведения, правда, уже остаточным",— объясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая.
Ъ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?