Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
6 263

Поделиться

Кризис в РФ: две трети россиян никак не изменили своих покупательских привычек

  Две трети россиян никак не изменили своих покупательских привычек и ничего не делают со сбережениями: у одних их по-просту нет, другие -- еще не определились: Исследование Nielsen.

 Похоже, что рецессия докатилась и до российского потребительского рынка, который до сих пор оставался в десятке самых оптимистичных рынков мира. К началу декабря 2008 года уровень потребительского доверия в России упал до беспрецедентного уровня за последние три года, − сообщает международная исследовательская компания Nielsen. Всего 88 пунктов составил Индекс потребительского доверия, что сразу на 16 пунктов ниже, чем в сентябре 2008 года.

 Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Специальный замер в России Индекса потребительского доверия был проведен Nielsen в конце ноября 2008 года в ходе онлайн опроса в рамках подготовки аналитического отчета «Russians Through Crisis” (Российский потребитель: есть ли кризис?).

«Причиной столь стремительного снижения уровня потребительского доверия стали пессимистические ожидания россиян, связанные с трудоустройством,» − комментирует результаты нового исследования Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании «Nielsen Россия». 72% опрошенных сообщили, что считают свои перспективы в области трудоустройства на ближайший год не очень хорошими или плохими. И лишь 25% опрошенных демонстрируют уверенность в своей работе. Еще в сентяре-октябре таковых было более половины».

Серьезно пошатнулась и уверенность россиян и в стабильности своего финансового положения. В сентяре-октябре 2008 две трети (67%) российских онлайн пользователей оценивали свое личное материальное благополучие как хорошее или отличное. В конце ноября лишь половина (51%) опрошенных уверены в своих финансах.

Однако, что касается готовности тратить, то здесь мнение потребителей в России практически не изменилось. В конце ноября 2008 года 42% участников онлайн исследования Nielsen сообщили, что считают ближайшее время удачным для покупки новых товаров, − столько же, сколько и три месяца назад. Однако возросло количество тех, кто считает ближайшие 12 месяцев ОЧЕНЬ ПЛОХИМ  временем для новых покупок: в сентябре их было 7%, а ноябре уже 13%.

Несмотря на рост пессимизма, связанного с неблагоприятно складывающейся ситуацией на рынке труда и снижением личных доходов (по данным исследования Nielsen, 35% респондентов говорят, что их доходы снизились в той или иной мере), экономическая ситуация в стране не воспринимается участниками исследования однозначно как кризис, поскольку большинство из них еще не испытывает на себе явных кризисных проявлений.

«Настроения в российском обществе в целом можно описать как некое замешательство и легкая тревога. Преобладающий тип поведения −  пассивное наблюдение и выжидание,» − говорит Дуайт Уотсон. Более двух третей участников исследования Nielsen ничего не предпринимали со своими сбережениями за последнее время. У одних их попросту нет − 25% опрошенных, другие заняли выжидательную позицию − 44% участников сообщили, что не стали ничего делать со своими финансовыми средствами и сбережениями за последние три месяца.

Исследование Nielsen показало, что самое неприятное возможное последствие кризиса, в восприятии респондентов, – необходимость менять сложившуюся структуру потребления и, как следствие, менять привычный образ жизни.

«За последние несколько лет у людей сформировались стандарты потребления, отказ от которых может стать весьма болезненным. Поэтому в случае необходимости экономии большинство не стремятся переходить на более дешевые марки, а, скорее, для начала сокращают частоту или объем покупок,» − говорит Дуайт Уотсон.

По данным отчета Nielsen “Russians Through Crisis”, 95% участников отмечают рост цен на товары повседневного спроса. В восприятии покупателей, цены на продукты питания и товары повседневного спроса выросли в среднем на 17% за последние 3 месяца. При этом, что интересно, многие не рассматривают рост цен как признак кризиса, а считают, что это скорее результат инфляции и обычного ежегодного предновогоднего роста цен.

По данным опроса Nielsen, 73% участников стали более экономно относиться к покупке продуктов питания и товаров повседневного спроса, чем 3 месяца назад. Каждый пятый (21%) опрошенный сообщил, что за последние 3 месяца стал покупать меньше (по объемам). По словам тех, кто сократил потребление, в среднем они уменьшили объем своих каждодневных закупок на четверть. При этом две трети респондентов (68%) никак не изменили своих привычек и покупают столько же продуктов питания и других товаров повседневного спроса, сколько и три месяца назад.  

По данным опроса российских онлайн пользователей, потребление изменилось незначительно в таких категориях как хлеб, чай, молоко, шампуни, стральные порошки и сигареты. Однако в таких категориях как торты/пирожные, мясо, пиво, питьевая/ минеральная вода произошли заметные изменения. Почти каждый третий опрошенный сообщил, что  стал покупать этих товаров меньше, чем 3 месяца назад.

В некоторых категориях, по данным опроса потребителей, наблюдается отказ от покупок. Так, 10% опрошенных сообщили, что отказались от покупки тортов-пирожных за последние три месяца. 8% респондентов ответили, что отказались от покупки мяса, и столько же − от покупки водки.

Причины сокращения/прекращения покупок некоторых продуктов питания и товаров повседневного спроса во многом зависят от сезона. Это важный фактор сокращения потребления для категорий пива и минеральной воды. Так, лишь 25% из тех, кто покупает меньше/отказался от покупки воды сообщил, что это вызвано экономическими факторами. 

Несмотря на то, что в России потребители неохотно переключаются на дешевые марки − по данным исследования Nielsen, более 70% опрошенных не спешат расстаться со своими привычками, приобретенными в предыдущие годы, − в некоторых категориях покупатели все же начали переключаться на более экономичные варианты, и в частности, при покупке таких товаров повседневного спроса, как стиральные порошки, торты/пирожные, питьевые йогурты и ряда других.

В целом, судя по ответам потребителей, сегодня выигрывают гипермаркеты и дискаунтеры. Их плюсы в глазах потребителей − большой ассортимент и возможность купить все в одном месте (дань предпочтениям «сытых» годов) и возможность получить более дешевую цену (новые требования времени). Эти результаты онлайн опроса потребителей подтверждаются и данными аудита розничной торговли. Значимость этих каналов для розничных продаж товаров повседневного спроса растет.

 

***

Для подготовки аналитического отчета “Russians Through Crisis” специалисты Nielsen провели порядка 20 личных интервью с потребителями, принадлежащими к разным социальным и возрастным группам в Москве. Как показали результаты интевьюирования, спонтанно ни один из респондентов не упомянул экономический кризис в числе значимых событий в своей  жизни за последнее время. При этом, как правило, слово «кризис» не используется. Для описания сложившейся экономической ситуации чаще всего используются слова «нестабильность», «непонятно, что происходит», «затяжной спад».

Как показало исследование Nielsen, многие, и особенно пережившие кризис 90х годов, готовы даже к самому пессимистичному сценарию развития ситуации и уверены, что не пропадут. Основанием для сохранения спокойствия является вера в собственные силы и жизненный опыт, а также политическая стабильность действующей власти, которая, как надеются респонденты, не допустит повторения социальных катаклизмов.

Важно отметить, что потребители, участники интервью в Москве, считают сравнение кризиса 1998 года и сегодняшней ситуации неуместным, так как не находят между ними практически ничего общего. И большинство участников исследования Nielsen были единодушны в характеристиках контекста экономической ситуации 2008 и 1998 годов.

Таб.1 Характеристики экономической ситуации 2008 и 1998 годов.

 По данным качественного исследования Nielsen, проведенного среди потребителей разных социальных и возрастных групп в Москве. Ноябрь 2008 года.

 

1998 год

2008 год

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Нестабильность. Неопытность  экономистов

Уверенность в команде Медведев- Путин

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Внутренние причины. Внешние долги государства

Неясные причины. Внешние причины: Американский кризис, падение стоимости нефти

ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА

Обвал рубля, потеря сбережений, резкое повышение цен

Угроза безработицы

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ

Паника, отчаяние

Относительное спокойствие

ПРОГНОЗ

Пессимизм, страх

Неопределенность с долей оптимизма

***

Об исследовании “RussiansThroughCrisis (“Российский потребитель: есть ли кризис в России?”)

Новое исследование Nielsen “Российский потребитель: есть ли кризис в России?” дает всесторонний анализ покупательского поведения российских потребителей в современных условиях экономической нестабильности: уровень доверия потребителей, их ожидания и покупательское поведение в кризисной обстановке; oбзор тенденций розничных продаж FMCG категорий, аудируемых Nielsen; анализ изменений цен и ассортимента представленного в розничной торговле; обзор последних изменений в структуре сетевой торговли товарами повседневного спроса в России. Отчет готовится к выходу 20 декабря.

 О Nielsen

The Nielsen Company — мировой лидер в сфере информационных услуг и медиа-бизнеса. Занимает ведущие позиции в таких областях, как маркетинговая информация, потребительские исследования, измерения и исследования телевизионной, мобильной и онлайн-аудитории, а также аудиторий других медиа. В портфеле брендов Nielsen — целый ряд крупных выставок и специализированных изданий (Billboard, The Hollywood Reporter, Adweek). Компания Nielsen является закрытым акционерным обществом. Имеет подразделения более чем в 100 странах мира. Центральные офисы компании расположены в Харлеме (Нидерланды) и Нью-Йорке (США).

Подробнее о корпорации Nielsen Вы сможете узнать, посетив сайт www.nielsen.com.

www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами