Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис сделал торговые предприятия главными заемщиками банков
Кризис сделал торговые предприятия главными заемщиками банков. В этом году за первые четыре месяца работы Сибирского банка Сбербанка РФ на ритейлеров и оптовиков пришлось больше 40% всех выданных кредитов. Эксперты признают, что в нынешних условиях торговцы продуктами питания выглядят самыми привлекательными заемщиками: в рознице нет проблем с неплатежами, поскольку есть доступ к постоянному потоку «живых денег» от покупателей.
Как сообщила в минувшую среду на встрече специалистов кредитного подразделения банка с представителями СМИ директор управления кредитования Сибирского банка Сбербанка РФ Елена Терехина, самыми активными заемщиками в этом году стали предприятия розничной и оптовой торговли. На них, по данным госпожи Терехиной, приходится 15 млрд руб. из всех выданных с начала года кредитов. Следом с большим отрывом идут обрабатывающие производства (6 млрд руб.) и компании, занятые добычей полезных ископаемых (3 млрд руб.). Всего с начала года, по данным на 1 мая, Сибирский банк Сбербанка выдал кредитов корпоративным заемщикам на 33 млрд руб.
Таким образом, впервые торговля стала абсолютным лидером среди получателей кредитов крупнейшей финансовой структуры региона. Это резко отличается от прошлогодней картины. Так, в 2008 году 40,8% кредитных ресурсов досталось предприятиям промышленности и строительства, сообщили в банке. Сама Елена Терехина корректно объяснила преобладание розницы необходимостью поддержать «социально значимую отрасль». «Покупать продукты нам всем нужно каждый день», — говорит банкир.
Однако сами ритейлеры оценили перераспределение в кредитном портфеле в пользу торговли как реакцию банкиров на кризисные явления в экономике. Директор по корпоративному управлению компании «Новые торговые системы» (НТС, франчайзи сетей «Пятерочка» и «Патэрсон», имеет также собственные розничные проекты) Александр Агеев считает, что банки переключились на кредитование торговли, поскольку эта сфера в нынешней ситуации выглядит наименее рискованной. «Валового падения объемов продаж в рознице в целом практически не произошло, в то время как некоторые сферы промышленного производства обвалились на 30-40%», — отмечает ритейлер.
По данным Росстата, оборот розничной торговли в целом по СФО в январе-марте 2009 года уменьшился в товарной массе по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 5,8%. В то время как, например, падение в обрабатывающих производствах составило 22,5%, а объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сократился на 36,2%.
По мнению Александра Агеева, значительная доля кредитов могла прийтись на простое рефинансирование старых долгов. «Если клиент не может продолжать обслуживать долг, то банку может быть выгодно выдать ему кредит с длительностью менее года, с помощью которого старая задолженность будет погашена и по конкретному заемщику не возникнет просрочки», — считает топ-менеджер НТС. Данные Сбербанка это частично подтверждают. По словам Елены Терехиной, на краткосрочные кредиты в этом году пришлось почти 90% всей выданной суммы.
В других банках оказались не готовы оперативно ответить на вопрос, как сложился кредитный портфель в первом квартале текущего года. Так, в УРСА банке не смогли сообщить, каким образом в этом году распределились между отраслями кредиты, выданные корпоративному сектору. В последние два года банк активно кредитовал торговлю — она занимала первое место среди заемщиков.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин отмечает, что предприятия розницы, даже если у них уже есть значительная кредитная нагрузка, до сих пор имеют доступ к постоянному потоку «живых денег», которые им приносят покупатели. «В отличие от промышленности у них нет проблемы задолженности по оплате со стороны клиентов. В результате розница сейчас выглядит более привлекательным заемщиком», — пояснил эксперт.
Эксперты также отмечают, что существенная доля ритейла в кредитном портфеле Сбербанка отражает и выросший размер бизнеса крупнейших заемщиков в этой отрасли. Так, лидер сибирской розницы новосибирский «Холидей» в прошлом году имел оборот более чем 23 млрд руб. Очевидно, что при таких масштабах деятельности потребность крупных сетей в кредитных ресурсах растет. Тот же «Холидей» в конце прошлого года подписал со Сбербанком договор о предоставлении этой компании кредитной линии на 2,7 млрд руб., большая часть из которых должна быть выплачена в текущем году.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?