Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис сделал россиян богаче и заставил больше пить
Росстат опубликовал материалы бюджетных обследований доходов, расходов и потребления домашних хозяйств. Проанализировав материалы, эксперты делают вывод: кризис сделал россиян богаче, привел к некоторому сокращению разрыва между богатыми и бедными и постимулировал потребеление алкоголя.
Согласно последним данным Росстата, кризис привел к некоторому сокращению разрыва между богатыми и бедными. Еще снизился с 13.2 до 10.6 показатель дифференциации располагаемых ресурсов (текущих доходов с добавкой привлеченных кредитов и израсходованных сбережений). Это помимо прочего привело к заметным сдвигам в структуре потребительских расходов.
Выросли расходы на алкогольные напитки и табак (прирост за год 11.5%), домашнюю еду (9.3%), резко выросли также расходы на медицину (для горожан - на треть), ЖКХ (9.2%) и связь (6.8%). Упали на четверть расходы горожан на транспорт (что, очевидно, вызвано прежде всего сокращением покупок автомобилей), на 19% - расходы на предметы домашнего обихода и бытовую технику, на 4% ужались расходы на отдых и культмассовые мероприятия, на 2% одежда и обувь, и, наконец, на 1% меньше горожане стали оставлять денег в кафе, ресторанах и гостиницах. Это данные за третий квартал.
Еще кризис сделал россиян богаче. Так, ранее стало известно, что реальные, т.е. с поправкой на инфляционное обесценение, доходы населения за прошлый год выросли на 1.9%. Это точно так же, как и год назад, причем основной рывок пришелся именно на конец года - рост реальных доходов декабрь к декабрю составил и вовсе +7.6%. Правда, причина столь благотворного влияния случившегося экономического катаклизма на доходы россиян весьма проста и довольно искусственна. Наше статведомство включает в доходы выручку от продажи валюты. Желающих расставаться с ней в 2008 году, начиная со второй его половины, надо думать, находилось немного. В прошлом же году, наоборот, было два эпизода панического сброса валюты населением (март-май и октябрь-декабрь), когда граждане, остерегаясь укрепления рубля, сдали в общей порядка $12 млрд. Эти продажи и определили итоговый рост реальных денежных доходов населения.
В январе покупки россиян в розничной торговле в начале года продолжили расти. Интенсивность покупок была примерно на 5% выше, чем в нижней по этому показателю точке кризиса, пришедшейся на конец лета. И таким образом, из всего 10% провала потребительского спроса с предкризисного «пика» (сентябрь 2008 года) до «дна» за последние 5 месяцев «отыграна назад» уже половина. Этому способствовало восстановление реальных доходов населения (сегодня они примерно соответствуют докризисному уровню), и рост реальной зарплаты – по отношению к нижней точке февраля прошлого года она выросла также на 5%, полностью восстановив докризисный уровень.
Экспертов тревожат данные по безработице. За январь в России стало на 600 тысяч больше безработных, всего таких 6,8 млн человек. Таким образом, уровень безработицы сейчас составляет 9,2%. Это на 5% больше, чем в январе прошлого года, считающегося для многих видов деятельности «дном» падения объемов производства. Уровень безработицы заметно вырос даже с учетом поправки его на обычное для этого времени года сезонное сокращение занятости. А без такой поправки он вообще выглядит одним из самых высоких с начала кризиса, уступая только показателю марта прошлого года. Связан ли рост числа безработных с желанием предприятий сэкономить на подорожавшей вновь рабочей силе, или власти немного ослабили свой контроль за состоянием занятости, тоже пока непонятно.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?