Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кризис программы ДЛО потянет вниз весь фармрынок
Рост российского фармацевтического рынка, по оценке аналитиков, в 2007 году составит максимум 15% (вдвое меньше, чем в прошлом году). И это еще самый оптимистичный прогноз, который делается при условии, что финансирование программы ДЛО в 2007 году останется на прежнем уровне. Если же Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) выполнит свои обещания и добьется сокращения расходов на льготные лекарства на 20%, рынок ждет стагнация, инвесторы потеряют интерес к отечественным фармацевтическим компаниям.
- В бюджете 2007 года на программу ДЛО заложено 34,9 млрд руб. Бюджет программы 2006 года составил 29,9 млрд руб., но был исполнен с дефицитом в 20 млрд руб. Недостающая сумма будет частично компенсирована за счет средств, выделенных на этот год.
В прошлом году, по оценке ЦМИ «Фармэксперт» и RMBC, объем фамрынка составил 10,7—10,8 млрд долл. В своих прогнозах по дальнейшему развитию рынка в этом году аналитики единодушны. «При сохранении финансирования ДЛО на запланированном уровне можно говорить о снижении общих темпов роста фармрынка с 36% в 2006 году до 17,3% к концу 2007 года», — говорит гендиректор RMBC Мария Денисова.
Объем рынка в 2007 году составит 14 млрд долл., а его прирост — 14—15%, считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин. «По нашим предварительным прогнозам, отпуск лекарств по рецептам ДЛО составит около 50 млрд руб., что на четверть меньше, чем в прошлом году», — добавляет он. Генеральный директор фармацевтического завода «Софарма» Огнян Донев согласен с прогнозом: «Вероятнее всего, в текущем году темпы роста фармрынка снизятся в полтора-два раза».
При этом снижение финансирования программы ДЛО, которая является рычагом рынка, затормозит его развитие еще сильнее, уверен аналитик ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. «Если программа будет финансироваться только за счет выделенных бюджетом средств и рост рынка ДЛО таким образом составит 0%, то весь фармрынок вырастет лишь на 11—15%», — заявил аналитик.
На снижение темпов роста фармрынка повлияет и сокращение импорта лекарств, говорит аналитик компании Pressto Pharma Communications Андрей Малкин. По данным ФТС, в январе 2007 года ввоз препаратов в Россию уменьшился на 38% по сравнению с январем 2006-го. «Импорт снизился из-за исключения из программы ДЛО ряда дорогих импортных препаратов, а также из-за отказа государства своевременно и в полном объеме платить за уже поставленные препараты, — поясняет г-н Малкин. — А доля импортных лекарств на российском рынке составляет 70—80%». Огнян Донев ожидает, что в ближайшие месяцы тенденция снижения поставок импортных лекарств в Россию сохранится.
Эксперты не исключают и более пессимистичного сценария. «Если финансирование ДЛО уменьшится на 20%, рынок вырастет на 8,4%. Если из этого показателя вычесть инфляцию, то рынок будет стагнировать, его рост может быть полностью сведен к нулю», — отмечает г-н Мелик-Гусейнов.
Участники рынка разделяют эти прогнозы. «Рост рынка на 35% стал возможен благодаря появлению программы ДЛО. До того момента рынок рос на 12—15%. Именно такие темпы роста показывает из года в год коммерческий рынок», — заявил представитель крупной дистрибьюторской компании. — Если ФОМС лимитирует расходы, рост рынка будет нулевым, ведь в прошлом году выписано рецептов на сумму, в два раза превышающую бюджет. Уменьшение финансирования ДЛО — вполне реальное развитие событий. Так, фонд собирается сэкономить около 20—25% за счет выбраковки выписанных рецептов».
Следствием стагнации рынка ДЛО станет снижение темпов роста коммерческого сегмента. Г-н Мелик-Гусейнов оценивает естественный рост коммерческого рынка в пределах 15—17%. «При уменьшении объема ДЛО на 20% рост коммерческого рынка может составить около 19%, — полагает он. — Чем ниже будут темпы роста, тем менее привлекательным станет рынок для инвесторов».
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.