Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
4 891

Поделиться

Кризис не добавил популярности фастфудам

Мартовский «мониторинг экономического кризиса» компании «Комкон» показал, что россияне стали экономить на походах в кафе и рестораны или даже полностью отказывать себе в удовольствии питаться вне дома. В ноябре эту статью расходов в своем семейном бюджете сократили 38% жителей городов-миллионников, а в феврале и марте этот показатель вырос до 54%. Доля тех, кто совсем перестал посещать заведения общественного питания на сегодняшний день составляет 20%. Несмотря на прошлогодние предположения того, что потребители начнут посещать боле дешевые заведения и возникнет ощутимый приток посетителей в фастфуды, падение спроса коснулось и ресторанов быстрого обслуживания.

Как рассказал исполнительный директор консалтинговой компании RestСon Андрей Петраков, максимальное падение спроса произошло в дорогом сегменте и составило до 50-60%, в ресторанах среднего сегмента (с чеком до тысячи рублей) — 30-40%. «Снижение есть и в ресторанах быстрого питания, но у них меньшие потери — в регионах снижение составляет до 30%, в Москве — 10%».

Однако, по словам опрошенных BFM.ru участников рынка, снижения спроса они не заметили. Президент компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» (основная торговая марка — «Сбарро») Мераб Елашвили рассказал, что сейчас спрос на услуги сети достаточно высокий. «Он не увеличился из-за того, что мы закрыли около десяти ресторанов. Однако мы планируем увеличить трафик за счет новых гостей и повторных посещений».

Президент сети предприятий быстрого обслуживания «Ростик'с KFC» Ник Глушко также ожидает нового притока гостей. «Сегодня потребители становятся более внимательны к своим тратам. Формат предприятий быстрого обслуживания в данной ситуации в краткосрочном и среднесрочном периодах оказывается в более выигрышном положении, поскольку все-таки культура питания вне дома в России уже достаточно сильна».

Никаких тенденций в сторону явного уменьшения или увеличения посетителей не отмечают и в McDonalds.

По словам генерального директора ресторанов «Гриль Мастер» Валерия Грекова, в их сети пока тоже «ровный спрос». «Посетителей меньше не стало, но мы заметили, что снизился на 10-15% средний чек по всем нашим ресторанам. Раньше посетители покупали более дорогие блюда, сейчас же у нас вырос спрос на хот-доги».

Некоторые участники рынка ввели специальные «антикризисные» программы. Как рассказал Мераб Елашвили, операционный и маркетинговые управления компании работают в тесной связке. Ими разработано несколько программ, выделены трафик-билдеры — популярные блюда по особым ценам, которые в два раза меньше прежних. «У нас эти блюда и до кризиса были одними из самых востребованных, но мы специально сделали шаг навстречу гостям. Сейчас для нас важен трафик. Пусть средний чек и уменьшился, зато их количество не сократилось. А это для ресторанного бизнеса очень важно».

Запустил специальную акцию и «Ростик'с». По словам Ника Глушко отклик гостей на экономичное предложение сэндвичей стоимостью от 23 до 35 рублей был «просто фантастическим и превзошел все ожидания».

Несмотря на стремление участников рынка сдержать цены, это не всегда получается. По мнению Андрея Петракова, в среднем стоимость блюд в меню за первые месяцы 2009 года увеличилась на 10%. Как рассказала PR- директор McDonalds Нина Прасолова, цены на продукцию сети увеличились, но незначительно: «Мы выбрали стратегию, при которой увеличиваем цену на продукцию не более, чем на 75% от уровня инфляции».

«Цены в ресторанах мы не поднимали весь предыдущий год. При том, что закупочная стоимость на продукты, включая основные, выросла, особенно в последние месяцы. Связано это с ростом курса валюты. Мясо, мука, сыр — все это подорожало. Плюс часть важных продуктов мы привозим из-за рубежа, потому что только импортные поставщики способны сегодня обеспечить уровень качества, необходимый для сети», рассказывает Мераб Елашвили. «Гриль Мастер» и «Ростик'с» также вынуждены пропорционально курсу евро или доллара повышать цены на блюда, в которые входят импортные продукты.

То обстоятельство, что кризис затронул сети фастфудов в меньшей степени, чем остальной ритейл, самим заведениям быстрого питания может выйти боком. На рынке существует мнение, что арендодатели торговых центров постараются за счет успешных предприятий общественного питания отбить свои убытки. В планах — повышение арендной ставки в связи с тем, что другие арендаторы, в частности одежный ритейл, стали работать менее эффективно и не могут оплачивать аренду.

Как рассказал Андрей Петраков, случаи повышения арендной ставки уже есть, однако такое отношение арендодателей скорее всего приведет к тому, что операторы будут уходить с фудкортов. «Рестораны на фудкортах — это якорный арендатор в любом торговом центре. Его наличие — один из самых сильных привлекающих факторов для потребителей, а поскольку спрос на их услуги сейчас снижается, повышать арендную ставку было бы очень недальновидно. Сейчас гораздо больше случаев, когда арендная ставка снижается, в некоторых торговых центрах даже до 50%».

С Петраковым согласны и участники рынка. «Позиция компании, да и наших коллег в том, что если на аренду не будет дисконта в 40%, фастфуды будут уходить. Сейчас крупные сети сами могут диктовать условия аренды, потому что есть масса мест с выгодными условиями, куда всегда можно уйти», — говорит Валерий Греков.

Несмотря на сложности, которые возникли у ресторанов быстрого обслуживания, их бизнес все-таки растет. «Ростик'с KFC» за прошлый год открыл 29 заведений, а продажи сети по сравнению с предыдущим годом выросли на 37%. McDonalds в нынешнем году планирует открыть еще 40 своих ресторанов в регионах. «Мастер Гриль» вырос на 2 ресторана в Якутске и Хабаровске. По словам Валерия Грекова, заявок на покупку франшизы в нынешнем году примерно на 20% больше. «Пока в проданные франшизы не все реализовалось, однако переговоры ведутся по нескольким проектам, — добавляет он. Одна из главных проблем — получение банковского кредита. Впрочем, мы сейчас работаем с двумя банками, которые готовы кредитовать наших франчайзи. «Промсвязьбанк» и «Кредит Европа» готовы дать кредит на пять лет со ставкой 22% годовых».  BFM.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами