Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
3590

Поделиться

Кризис и перспективы ритейла. Мнение эксперта

Андрей Калмыков: Умным ретейлерам Урала кризис поможет стать лишь сильнее

15 ноября в рамках Ноябрьской торговой недели по многочисленным просьбам предпринимателей Екатеринбурга и Свердловской области столицу Урала посетит известный эксперт-практик в области развития розничного бизнеса Андрей Калмыков. В преддверии этого события он ответил на ряд вопросов корреспондента УрБК.

— Андрей, сейчас идет активная экспансия федеральных сетей в регионы. Какие советы вы могли бы дать региональным ретейлерам для укрепления их позиций?

— Во-первых, имеет смысл обратить внимание на отличия регионального покупателя от столичного, чтобы понять логику действия конкурентов. Так, региональный покупатель в первую очередь отличается своими потребностями и культурой покупок. Здесь существует три покупательских сегмента: низкий, средний, высокий. К примеру, в Москве средний и высокий сегмент очень экономит время, а низкий сегмент очень экономит деньги. В регионах времени на покупки больше. Москва избалована ассортиментом, а регионы имеют только региональную специфику. Кроме того, Россия — большая страна — 9 часовых поясов. Нужно понимать, о каком регионе идет речь. К примеру, на Камчатке самый большой выбор морской и тихоокеанской рыбы холодного копчения и икры. А в Москве самый большой выбор твердых сыров старше 1 года и есть большой ассортимент мягких сыров с добавками. В Москве средний и высокий сегменты покупателей готовы делать покупку на 2 недели, то есть покупку выходного дня, приезжая в «Мега Москва». Так же и в Нижнем Новгороде приезжают. А в Муроме не приезжают в «Мега Москва» 2 раза в неделю, так как Москва — это 5 часов от Мурома в одну сторону, а «Меги» в Муроме нет, поэтому там покупка ежедневная и нет еще развития мегадискаунтеров, cash&carry, гипермаркетов, которые предлагают покупку выходного дня на 2–3 недели.

— Насколько сильно зависит эффективность магазина от работы персонала?

— Да, зависит, и очень сильно. На сегодняшний день производительность труда персонала в ретейле России в 2 раза ниже, чем оплата труда. На моем докладе в 2011 г. на форуме в Москве говорилось о том, что при зарплате 20 000 рублей в месяц персонал отрабатывает с производительностью труда на 50% и, таким образом, прямые потери составляют 10 000 рублей. Косвенные потери, к примеру, от задержки открытия нового магазина на 1 день при его обороте в 300 000 руб. в день при наценке 15% составляют 45 000 руб. в день недополученного дохода.

— Андрей, скажите, по оценкам московских экспертов, кризис все же будет?

— Кризис должен быть регулярно. Сейчас он имеет цикличность 1 раз в 7–10 лет (в 1991, 1998, 2009 годах). Кризис, как и болезнь, — благодать Божия, он посылается, чтобы отмерло то, что не нужно. А как же жить без благодати? К примеру, зачем человечеству 16 000 sku (количество наименований ассортимента) в магазине у дома? В СССР было достаточно 4000 sku. Между 4000 и 16 000 лежит разница в 12 000 sku, из которых 6000 sku приносят вред населению благодаря наличию генетически изменяющих тело добавок, консервантов, красителей. Дети и старики болеют чаще. А ретейл от жадности не может от них избавиться. Вот для чистки, когда ума не хватает, и прибегаем к кризису. Я — за кризис!

— А как кризис отразится на регионах, и на Урале в частности? На ретейле?

— Урал богат и живет традициями и силой духа управленцев в ретейле. Урал на подъеме экономики за счет развития добычи полезных ископаемых и производств. Кризис быстрым и умным поможет стать сильнее. Сильные сети будут доминировать. Локации в центре городов будут успешными благодаря улучшению инфраструктуры центра городов. При этом некоторые «внешне большие» сети упадут, как колосс на подкошенных ногах, — смотрите, например: «В Яблочко» (Саратов), «Провиант» (Старый Оскол) и другие регионы.

— Тогда, Андрей, с учетом неотвратимого кризиса, ваши прогнозы: каковы тренды 2012 года в розничной торговле?

— Повышение эффективности работы действующих сетей как самый важный приоритет. Наконец ретейл стал измерять свои показатели не только в абсолютных величинах, но и в динамике их прироста и в показателях эффективности. Готовность и выполнение планов десятки ретейла России (X5, «Дикси», Auchan, «Магнит» и так далее) — купить любые сети в регионах России. Кроме того, более четкая формализация форматов. Еще одна тенденция — отмирание слабых магазинов у дома в диапазоне торговой площади 500–800 кв. метров. И, увы, сохраняется повсеместно слабое управление товарными остатками.

ИА «УралБизнесКонсалтинг»

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами