Декоративное изображение
8 722

Поделиться

Кризис докатился до розничной торговли

По оценкам Росстата, озвученным в конце прошлой недели, впервые за много лет в России сократился розничный товарооборот. За первые четыре месяца он упал на 2,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Особенно заметным, более чем 5-процентным, было апрельское снижение. Причину подсказывает сама официальная статистика – доходы населения снизились на 1% – людям становится не до покупок. Если верить официальным данным, то за последний месяц реальная зарплата снизилась в целом по стране всего на 0,2%. Если считать к апрелю прошлого года, то сокращение тоже небольшое – 3%. Однако это уже успело сказаться на объемах розничного товарооборота, которые упал на 2,2%. Вроде бы, и это немного, однако важен сам факт, ведь в течение очень долгого времени этот показатель в стране только повышался. При этом в товарообороте довольно активно снижается доля стационарных торговых точек, тогда как доля рынков и ярмарок, напротив, повышается. Специалисты видят в этом тенденцию. Особенно редко граждане стали покупать дорогостоящие товары. Рекламная волна, обещающая солидные скидки в самых различных магазинах, не помогает. Формально многие товары можно купить по весьма выгодной цене, но семейные бюджеты тратятся предельно экономно, и даже самые заманчивые предложения остаются без внимания. Как рассказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, отказ от дорогих покупок становится в стране массовым. Речь, по его словам, идет обо всех предметах длительного пользования. К ним относится в первую очередь крупная бытовая техника. Как отмечает эксперт, снижение продаж на автомобильном рынке, начавшееся еще в прошлом году, продолжается. По его оценке, это связано с высокой ценой кредита, которым не могут воспользоваться даже те, кто реально способен купить машину. «Наблюдается явная тенденция к уменьшению платежеспособного спроса», – констатирует г-н Янин. По словам эксперта, покупательская активность медленно, но верно падает практически по всем категориям товаров. Это характеризуется снижением частоты самих визитов в магазины и уменьшением стоимости покупок граждан. Люди все чаще предпочитают покупать взаимозаменяемые товары. К тому же при поломке каких-то приборов люди прежде всего пытаются их починить, а не бегут сразу покупать новые. Президент Союза потребителей РФ Петр Шелищ полагает, что экономия активно распространяется и на продукты питания. По его прогнозам, в ближайшее время должен увеличиться спрос на хлебобулочные изделия и молочные продукты. Так всегда бывает, когда потребитель начинает экономить. Плюс, по мнению, эксперта, состоит в ужесточении конкуренции между торговыми сетями, которым придется активнее бороться за покупателя. Правда, на заметное снижение цен рассчитывать при этом не приходится. Дальнейшая потребительская активность зависит, по мнению экспертов, от динамики сбережений. Дмитрий Янин полагает, что деньги, которые лежали у россиян в банках на депозитах, они по большей части оставили неприкосновенными. А вот средства, зарабатываемые вновь, нести на вклады люди ни торопятся, скорее все тратится на ежедневные нужды. Тем не менее розничный товарооборот, вероятно, будет снижаться и дальше. Помочь, как это ни парадоксально, может нефть. Если она постоянно будет стоить от 60 долларов за баррель и выше, то, вполне возможно, начнется «некая стабильность» и на потребительском рынке. Конечно, шаткая, плохая, тем не менее она будет способствовать поддержанию спроса и естественному регулированию цен.

Новые известия,

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами