Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кредитование выпутывается из сетей
Заемщики предпочитают наличные
В банках из числа лидеров рынка pos-кредитования (кредитование на покупку товаров в торговых сетях) отмечают опережающий рост выдачи нецелевых кредитов наличными. В посткризисный период pos-кредитование — на короткие сроки и под сравнительно высокие проценты — будет пользоваться все меньшим спросом со стороны населения, указывают эксперты.
Тенденцию опережающего роста кредитов наличными — по сравнению с кредитами, выдаваемыми на покупку товаров в торговых сетях, отмечают в двух банках из числа лидеров рынка pos-кредитования.
Лидерами на рынке POS-кредитования являются ХКФ-банк (с долей 27,3%), ОТП-банк (17,7%), Альфа-банк (17,7%), Русфинанс-банк (9,4%). Согласно данным Frank Research Group, на 1 января объем рынка pos-кредитования составил 158 млрд руб., увеличившись за 2010 год на 50 млрд руб.
В ХКФ-банке отмечают, что выдача кредитов наличными начала опережать выдачу pos-кредитов еще в 2010 году. По итогам прошлого года объем кредитов, выданных на покупку товаров, вырос на 50%, составив на 1 января 43,2 млрд руб., объем выдачи кредитов наличными — на 72% (до 18,4 млрд руб.). А по итогам первой недели марта объем выданных банком кредитов наличными превысил объем выданных кредитов на товары на 7%. По словам зампреда правления ХКФ-банка Юрия Андресова, хотя сейчас доля pos-кредитов в портфеле банка превышает долю кредитов наличными (53,2% против 22,7%), в дальнейшем банк планирует повышать долю нецелевых кредитов.
Помимо ХКФ-банка опережающие темпы роста выдачи кредитов наличными отмечены в ОТП-банке. По итогам прошлого года объем нецелевых кредитов банка вырос на 95%, составив 8,2 млрд руб., тогда как объемы экспресс-кредитов выросли на 56%, до 28,1 млрд руб. Как пояснили в ОТП-банке, ключевыми розничными кредитными продуктами банка в 2011 году будут кредитные карты, pos-кредиты и кредиты наличными. В Альфа-банке сообщили, что, несмотря на то что сейчас доля pos-кредитов в портфеле превышает долю кредитов наличными, в будущем банк ожидает перевеса последних. В пресс-службе Русфинанс-банка ответили, что экспресс-кредитование является приоритетным направлением деятельности банка и никаких изменений бизнес-модели не планируется.
В банках замещение pos-кредитов кредитами наличными объясняют, в частности, ростом издержек, связанных с pos-кредитованием. «Работая с торговыми сетями, необходимо платить комиссии, которые после кризиса стабильно растут,— указывает вице-президент “Ренессанс Кредита” Николай Тепляков.— В итоге оплата работы персонала и комиссии ритейлерам делает pos-кредитование менее выгодным по сравнению с другими продуктами». Заместитель руководителя розничного блока Альфа-банка Илья Зибарев добавляет: «Перевес доли кредитов наличными — лишь вопрос времени, ведь наличие в портфеле кредитов, привлеченных на длительный срок, для банков предпочтительнее, чем краткосрочные pos-кредиты». «Если pos-кредиты гасятся в среднем шесть-десять месяцев, то срок привлечения средств наличными составляет несколько лет»,— уточняет гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников.
На снижение популярности pos-кредитов влияет и их высокая стоимость для клиентов. «В последнее время клиенты стали понимать, что экспресс-кредиты менее выгодны ввиду их высоких ставок»,— отмечает управляющий партнер Frank Research Group Юрий Грибанов. Средние по рынку эффективные ставки по нецелевым кредитам составляют 20–30% годовых, тогда как ставки по pos-кредитам достигают 40–50%, отмечает господин Грибанов.
«Рост доли pos-кредитования был вызван стагнацией прочих видов кредитования, в будущем мы увидим замещение pos-кредитов другими видами потребительских кредитов»,— говорит господин Матовников. По мнению Юрия Грибанова, если сейчас доля pos-кредитов составляет 3,8% от общего объема кредитов физлиц, то в течение ближайших лет она снизится до 2–3%.
КоммерсантЪИнтервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?