Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Красноярское УФАС опять обвиняет Coca-Cola в нарушении конкуренции
У Coca-Cola HBC вновь возникли проблемы с антимонопольным ведомством в Красноярском крае. В 2005 г. краевое УФАС вынудило компанию и ее конкурента - Pepsi - отказаться от заключения эксклюзивных договоров с продавцами напитков в крае, а 6 марта 2007 г. после очередной проверки дело в отношении Coca-Cola было возобновлено по тем же основаниям. УФАС проверяло и договоры Pepsi, но на этот раз претензий компании не предъявило.
Рыночная тактика Coca-Cola НВС заинтересовала Красноярский УФАС летом 2005 г., после проверки договора с местным цирком. В договоре был пункт, запрещающий продавать безалкогольные напитки других производителей, и требования об ограничении торговой наценки для продавца. В ходе проверки УФАС установило, что требование об эксклюзивности и ограничение торговой наценки Coca-Cola HBC практиковала с другими торговыми и развлекательными компаниями Красноярска. В июле 2005 г. антимонопольщики возбудили дело в отношении Coca-Cola HBC по п. 5 ст. 6 закона "О конкуренции", но уже в августе 2005 г. компания заверила ФАС, что перезаключит договоры в крае и исключит пункты, ограничивающие конкуренцию.
Выставив претензии Coca-Cola HBC, краевое УФАС возбудило дело и в отношении Pepsi International Bottlers (екатеринбургской "дочки" Pepsi Bottling Group), также обнаружив более 100 договоров, в которых компания запрещала продавцам сбывать напитки прямого конкурента - компании Coca-Cola HBC и ограничивала в договорах торговую наценку ритейлеров. Pepsi также пошла на уступки госорганам. ФАС прекратила дела в отношении Coca-Cola HBC и Pepsi International Bottlers.
Вчера замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко сообщил, что 6 марта 2007 г. ведомство возобновило дело в отношении Coca-Cola HBC после очередной проверки договоров торговых компаний Красноярска, обнаружив 20 случаев нарушений конкуренции. "Нарушения те же самые - требования об эксклюзивности и ограничения торговой наценки, - утверждает Харченко. - Подобных договоров Pepsi мы не нашли, хотя делали объективную выборку".
По данным Харченко, дискриминационные договоры у Coca-Cola HBC сейчас заключены лишь с небольшими торговцами, назвать которых он отказался.
Пресс-секретарь московского представительства компании Coca-Cola Владимир Кравцов сообщил "Ведомостям", что Coca-Cola HBC уже готовит документы по запросу Красноярского УФАС. "О возбуждении дела в компании пока не знают и не комментируют претензии УФАС до выяснения ситуации", - заявил Кравцов.
Но опрошенные "Ведомостями" представители торговых компаний, продающих напитки Coca-Cola, не жалуются на поставщика. Директор красноярского магазина "Пятачок" Евгения Морозова говорит, что Coca-Cola действительно ограничивает торговую наценку на продукцию 20%, но это не ущемляет интересы ритейлера. "Наша традиционная наценка - 15%, ограничение Coca-Cola не влияет на нашу ценовую политику", - говорит Морозова. А менеджер красноярского суши-бара Peаrl Harbor сказал, что заведение изначально реализует продукцию Coca-Cola и не работает с Pepsi, хотя Coca-Cola никогда не настаивала на ограничении ассортимента напитков Peаrl Harbor, и если у посетителей будут пожелания относительно Pepsi, то заведение будет продавать напитки и этого производителя.
По данным начальника дирекции закупки красноярской "Пятерочки" Максима Вертунова, в 2005 г. Coca-Cola изменила договоры со всеми сетевыми ритейлерами края. "Мы работаем и с Coca-Cola, и с Pepsi, - заявил Вертунов. - Но, по сути, эксклюзивные договоры - нормальная деловая практика, иногда они укрепляют долгосрочные отношения партнеров".
По мнению начальника отдела юридической компании "Частное право" Павла Посашкова, доказав систематическое осуществление монополистической деятельности Coca-Cola, УФАС сможет выдать предписание о принудительном разделении компании. "Но механизм такого разделения не прописан законом, и, скорее всего, антимонопольная служба предпишет Coca-Cola прекратить нарушение законодательства, - говорит Посашков. - В случае неисполнения предписания УФАС может понудить компанию к перезаключению договоров через арбитраж".
В России The Coca-Cola Company владеет 11 заводами. По данным ИК "Финам", оборот компании в мире составляет $24 млрд, из них около $1,5 млрд приходится на Россию.
Всего продажи Coca-Cola HBC, работающей в России, на развивающихся рынках в целом за прошлый год выросли с 1,67 млрд евро до 2,16 млрд евро, в России рост продаж в натуральном выражении составил 21%. По данным "Бизнес Аналитики", объем российского рынка ароматизированных газированных напитков в 2006 г. составил 503 млн дал.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?