Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Космические отели 2016
Одним из главных героев прошедшего авиасалона МАКС-2011 стал авантюрный проект российской компании «Орбитальные технологии» — космическая гостиница. Сама идея была озвучена год назад.
Холодная война закончилась, но началось негласное космическое соперничество США и России. Россия собирается открыть свой космический отель, в то время как американцы занимаются проектом Роберта Бигелоу. Российский проект возник благодаря РКК «Энергия» и «Орбитальные технологии». Инвесторы и спонсоры не разглашаются.
Запуск проекта запланирован на 2016 год, а первых туристов российский космический отель начнет принимать в 2017 году. Кроме того, наконец озвучены цены путешествия. Путёвка в космос обойдётся почти в миллион долларов. В общую сумму входят $157 тыс. за пятидневное пребывание и $785 тыс. на дорожные расходы. Согласно планам, коммерческая космическая станция начнёт свою работу в 2016 году.
Космический отель Роберта Бигелоу будет брать со своих постояльцев в два раза меньше, хотя открытие также запланировано на 2016 год. Снижение стоимости на проживание планируется за счет уменьшения стоимости на топливо космического корабля. Планируется модернизация космических кораблей, которые будут доставлять туристов до космического отеля. В 2017 году будут запущены новые корабли с шестью, а потом и с семью местами. Увеличение количества посадочных мест позволит сократить затраты, а значит, уменьшить стоимость проживания в отеле.
Российский космический отель будет располагаться в 100 км от существующей Международной космической станции на наклонении орбиты в 51.6 градусов. Это так же позволит минимизировать затраты на содержание первого российского космического отеля. Добраться до отеля можно будет в течение двух суток.
По оценкам эксперты Консалтинговой руппы «НЭО Центр», проект ККС в общих чертах напоминает Международную космическую станцию (МКС). Как и МКС, планируемой орбитой ККС будет высота 350 км над Землей. В ней будут предусмотрены жилые каюты, а доставка людей и продовольствия будет осуществляться с помощью зарекомендовавших себя на протяжении последних нескольких десятков лет ракет «Союз». В свое время развитие проекта МКС шло медленно вследствие недостатка финансирования. Проект ККС, как и проект МКС, на наш взгляд, также будет статусным и, значит, нерентабельным. В этом случае его финансирование под силу только крупнейшим частным транснациональным корпорациям и небольшому количеству развитых государств, причем в рамках партнерства.
По информации создателей проекта, помимо коммерческих целей, ККС будет служить своеобразной «запасной стоянкой» для астронавтов с МКС. Дмитрий Онофрей, консультант отдела консалтинга и оценки Praedium Oncor International, говорит, что поэтому теоретически «Орбитальные технологии» могут обратиться к государственным органам и различным космическим агентствам как к соинвесторам проекта. «Также, на наш взгляд, партнерами проекта могут быть крупнейшие транснациональные корпорации из непрофильных отраслей, для которых проект может быть интересен в качестве очень дорогой имиджевой рекламы. Такая реклама будет подчеркивать глобальный статус такой корпорации. Например, еще в 1996 г. компания Pepsi отдала за возможность снять короткий рекламный ролик на станции «Мир» 600 000$. Профильным инвесторам из сферы недвижимости и гостиничного бизнеса с учетом объема необходимых инвестиций и уровня рисков данный проект, конечно, интересен не будет», – поясняет эксперт.
Ориентировочный уровень инвестиций в подобный проект эксперты «НЭО Центр» оценивают таким образом, что общая стоимость проекта МКС превышает 100 млрд. долл. США, поэтому вряд ли создание ККС обойдется в меньшую сумму.
Необходимый объем инвестиций можно оценить и косвенно. Приведя пример модуля Tranqulity – одной из частей Международной космической станции, Дмитрий Онофрей поясняет, что модуль был доставлен на орбиту в 2010 г., он предназначается для жилых целей (модуль в т.ч. включает системы переработки воды и обеспечения кислородом). Данный модуль имеет габариты 7,3 на 4,5 метра. На проектирование и строительство данного модуля (с учетом исследовательского оборудования) NASA потратила $27,2 млн. Проекты космических гостиниц, очевидно, должны быть в несколько раз больше модуля Tranqulity по размерам и иметь полностью независимые системы жизнеобеспечения (т.к. общей инфраструктурой МКС пользоваться будет нельзя). То есть речь, по самым приблизительным оценкам, должна идти о нескольких сотнях миллионов долларов необходимых инвестиций.
Маргарита Трофимова, директор департамента консалтинга и оценки NAI Becar, говорит, что прецеденты космического туризма уже были, поэтому его развитие рано или поздно приобрело бы более масштабные очертания. Потенциальные клиенты таких отелей, равно как и их инвесторы, – это очень узкая прослойка общества, поэтому строительство и содержание отеля для 5-7-х миллиардеров – скорее забава, которую им же и предложат воплотить.
Американская компания Bigelow Aerospace заключила меморандумы о договоренности с космическими агентствами и государственными ведомствами Австралии, Нидерландов, Японии, Сингапура, Швеции и Великобритании. Компания имеет собственные офисно-производственные мощности в США общей площадью около 32 000 кв.м. «Кроме того, Bigelow Aerospace уже запустила в космос два тестовых модуля в 2006-2007 гг. и планирует запуск третьего. «Орбитальные технологии» пока работают только на национальном уровне (соглашения о партнерстве с «Роскосмосом» и Ракетно-Космической Корпорацией «Энергия»). Поэтому на текущий момент шансы американской компании на реализацию проекта можно расценивать как более высокие», – считает Онофрей.
Ни ККС, ни проект Бигелоу, по мнению экспертов компании «НЭО Центр», в текущем виде не являются рентабельными. Создание их – вопрос престижа. На создание очередной экстрадорогостоящей игрушки вряд ли пойдут как США, так и Россия (поскольку у обеих стран уже есть МКС). Скорее, проектом собственной орбитальной станции может заинтересоваться в среднесрочной перспективе активно вкладывающий в аэрокосмические разработки Китай. Но вряд ли им будут интересны указанные проекты.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?