Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
3 775

Поделиться

«Копейка» пошла по сетям

Х5 спустя восемь месяцев сдала в аренду магазины, закрытые по предписанию ФАС

Больше полугода понадобилось Х5 Retail Group, чтобы найти арендаторов и субарендаторов на магазины «Копейка», которые ФАС предписывала закрыть еще в декабре прошлого года. Больше половины из 26 закрытых магазинов с августа занимают конкуренты — сети «Монетка», «Алми» и «Райцентр». За время поиска Х5 несла заметные потери — по оценкам, более $3 млн прямого убытка от аренды пустующих магазинов и до $100 млн недополученной выручки. 

Предписание ФАС Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) получила в сентябре прошлого года — еще до того, как закрыла сделку по выкупу всей «Копейки» у Николая Цветкова за 51,5 млрд руб. В декабре прекратили торговую деятельность 26 магазинов «Копейка» в Московской, Нижегородской и Самарской областях (только 6 были в собственности) — здесь, по подсчетам ФАС, Х5 уже имела разрешенные законом «О торговле» 25% рынка. Почти сразу Х5 предложила крупнейшим игрокам, в том числе «Дикси» и «Магниту», выкупить права аренды на эти помещения. Но найти одного покупателя не удалось, и с начала лета Х5 переуступает договоры аренды по закрытым «Копейкам» разным сетям, рассказали «Ъ» участники рынка. В Московском регионе было 16 помещений: пять в ближайшее время арендует сеть «Монетка», о восьми магазинах договаривается сеть супермаркетов «Алми» основателя группы «Виктория» Александра Зарибко, еще по трем магазинам Х5 расторгла договоры аренды с собственником помещений, не сумев найти субарендатора. Совладелец «Монетки» Сергей Ломакин подтвердил это, в «Алми» получить комментарий не удалось.

В Нижегородской области было предписано закрыть семь магазинов: договор аренды на пять из них подписала местная сеть «Райцентр», рассказал «Ъ» источник, близкий к Х5, и подтвердил гендиректор «Райцентра» Анатолий Соловьев. Сейчас «Райцентр» договаривается об аренде у конкурента оставшихся в области двух магазинов «Копейка». Уже три «Райцентра» открыто, добавил господин Соловьев. Три магазина в Самарской области оказались невостребованными у ритейлеров: Х5 просто расторгла договоры с собственником этих помещений, подтвердил вчера директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов.

Чистая розничная выручка Х5 за 2010 год с учетом «Копейки» — $13,047 млрд. 47,9% X5 принадлежит «Альфа-групп», 19,8% — у основателей сети «Пятерочка», 0,02% — у менеджмента, 0,1% — казначейские акции, еще 32,16% торгуется на Лондонской фондовой бирже (LSE). На 30 июня 2011 года компания объединяла 2683 магазина. Капитализация вчера — $10,99 млрд.

«Платим мы за 700 магазинов, а де-факто получаем меньше. По сути дела, это наша прямая потеря, наш прямой убыток, и это нас расстраивает»,— сетовал в прошлом году Лев Хасис, тогда еще гендиректор Х5 (см. «Ъ» от 24 декабря 2010 года).

Переговоры о переуступке помещений «Копейки» шли сложнее, чем рассчитывала компания, признается источник, близкий к Х5: конкуренты хотели получить существенный дисконт при покупке недвижимости и прав аренды. Другим не подходило местоположение магазинов, например, «Дикси» не представлена в Нижнем Новгороде и Самаре и почти сразу отказалась от предложения Х5, говорит представитель сети. Если исходить из рыночных ставок аренды, с января по август на арендных платежах Х5 могла потерять около $3,2 млн (общая площадь «Копеек» в среднем — 600 кв. м), подсчитала руководитель департамента по работе с клиентами Astera Ольга Збруева. «Из – за штрафных санкций расторгнуть досрочно договор аренды стоило в некоторых случаях дороже, чем продолжать платить за помещения»,— объясняет упорство Х5 в поиске субарендаторов источник, близкий к ритейлеру. За время простоя магазинов Х5 недополучила выручки примерно $100 млн, считает гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. 

Ксения Шамакина, Кристина Бусько, Анна Павлова. Нижний Новгород.

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами