Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
3163

Поделиться

Консолидация повысила градус цен

Федеральные компании контролируют практически половину водочного рынка

По итогам первого полугодия сегмент водки дороже 100 руб. за бутылку, в котором позиционирует себя большинство федеральных брендов, впервые оказался больше «народного» сегмента — дешевле 100 руб., а доля десяти крупнейших водочных компаний вплотную приблизилась к 50%, подсчитали в агентстве «Бизнес Аналитика». Напор федералов ощутили и региональные производители: инвестбанкиры и участники рынка фиксируют всплеск предложений о продаже региональных заводов.

На российском водочном рынке впервые появилась компания, контролирующая более 10%. По данным «Бизнес Аналитики» (БА), по итогам первых шести месяцев года холдинг «Русский алкоголь» занял 10,9% рынка в стоимостном выражении и возглавил рейтинг. Прежний лидер — холдинг «Веда» снизил показатели с прошлогодних 9,1 до 7,5%, а на третье место с 5,2% рынка впервые вышел холдинг «Синергия» (2,6% в первом полугодии 2007 года, см. таблицу). Всего десять крупнейших компаний в первом полугодии контролировали 48,9% рынка. Год назад, по данным БА, их доля составляла всего 44%, а по итогам 2007 года — 46,3%. Руководитель направления Ad hoc департамента по работе с клиентами БА Снежана Равлюк уверена, что десятка лидеров по итогам этого года почти наверняка перешагнет психологическую отметку 50% рынка.

Доля федеральных компаний растет прежде всего за счет снижения доли мелких региональных игроков, уверен совладелец «Парламент Групп» Сергей Куприянов. Компании не жалеют средств на продвижение федеральных брендов: «Синергия» запланировала потратить на него в предстоящем сезоне $70 млн, инвестиции «Русского алкоголя» эксперты оценивают минимум в $50 млн ежегодно, «Омсквинпром» оглашал цифры, превосходящие $20 млн.

Инвестиции в маркетинг не пропадают даром. По данным БА, в первом полугодии среднеценовой сегмент водки (100– руб. за 0,5 л), в котором продается большинство федеральных брендов, впервые опередил по емкости «народный» (70– руб. за 0,5 л): 39,3% против 38,3% соответственно. «Маржа на “бюджетной” водке минимальна, а на премиальной не добьешься существенных объемов и не нарастишь долю рынка. Естественно, что больше половины продаж у крупных компаний приходится на этот сегмент»,— объясняет начальник управления внешних связей ФГУП «Росспиртпром» Дмитрий Добров. Впрочем, оговаривается он, повышение средней розничной цены на водку обусловлено и рядом объективных факторов — повышением ставки акциза, ростом производственных расходов и закупочных цен на зерно.

Органический рост крупнейших российских водочных компаний и последние публичные сделки M&A на рынке — продажа компаний «Парламент Групп», «Русского алкоголя», брендов «Мягков» и «Белуга» спровоцировали всплеск предложения среди региональных игроков, отмечает Сергей Куприянов. Управляющий директор и руководитель направления «Напитки» инвестиционного блока «Ренессанс Капитала» Питер Ванхенке отмечает, что в последнее время почти еженедельно получает предложения о продаже от региональных заводов. Однако эксперт указывает, что большинству регионалов будет сложно добиться привлекательных условий при продаже: у них нет современного производства, потенциально сильных брендов и значительной доли рынка. В этих условиях производителям, которые могут представлять интерес для инвесторов, придется реалистичнее оценивать свой бизнес. Так, совладелец российской водочной компании слышал, что на продажу выставлен крупнейший в Самарской области водочный завод «Родник», а акционер другой компании даже начал переговоры о покупке этого производства. «Сделка не состоялась,— сетует собеседник “Ъ”.— Владельцы компании с единственным потенциально интересным брендом запросили за нее больше $100 млн при реальной цене завода не более $60 млн». Владельцы «Родника» в пятницу были недоступны для комментариев.

Анна Рябова, КоммерсантЪ

 

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами