Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Конкуренция ритейлеров в РФ на руку сельским потребителям
Город с населением 50–100 тыс. жителей меньше интересен торговым сетям, чем тот, в котором проживает 500 тыс. Но приход федеральных игроков, когда он наконец случится, все равно заставит сибирских ретейлеров осваивать гигантские пространства, на которых расположены десятки районных центров и сотни малых городов. Движение в районы местный ретейл начал уже сейчас — не дожидаясь того момента, когда это станет вынужденной мерой.
Начат сбор сливок
Компания «Мария-РА» ( Барнаул) присутствует в крупных городах, скорее, для имиджа. А зарабатывает в небольших населенных пунктах. «С точки зрения товарооборота на квадратный метр, магазины в малых городах пока не столь эффективны, и результаты в них не столь очевидны, — поясняет коммерческий директор сети «Мария-РА» Денис Дьяков, — но уже в недалеком будущем они станут единственным направлением дальнейшего развития сети, именно в них уровень благосостояния населения подтягивается, конкуренция со стороны других сетей невелика и нет явных ценовых войн».
До конца 2007 года компания собирается открыть 40–45 магазинов. Преимущественно городах Алтайского края, Кемеровской и Новосибирской областей. Именно такая география соответствует стратегии развития сети, а также тому, что ниша розничных форматов недостаточно заполнена в данных регионах. «Мария-РА» развивает два формата — магазин «у дома» и супермаркет. Так, в среднем площадь первого составляет 400–450 кв. м, ассортимент — 5 000 продовольственных и 1 000 непродовольственных товаров, ежемесячный объем продаж — 6–12 млн рублей.
Франчайзинговая сеть «Пятерочка» открывает магазины площадью от 200 до 700 кв. м в том случае, если количество жителей в населенном пункте превышает 10 тыс. человек. При этом желательно, чтобы на один магазин в радиусе 500 м приходилось не менее 2,5 тыс. человек. Последние города, в которых открылась «Пятерочка», районные центры Новосибирской области — Карасук и Куйбышев.
По мнению директора по корпоративному управлению группы компаний «Сенсация» (в состав которой входят франчайзи, развивающие магазины «Пятерочки» в Новосибирской области, Алтайском крае и Республике Алтай) Александра Агеева, определенные сложности заключаются в неодинаковых вкусах потребителей — в каждом регионе жители предпочитают разные товары. Например, в Новосибирске, как и в других городах-миллионниках, не слишком обращают внимание на то, откуда привезен продукт, тогда как в глубинке в основном выбирают товары местного производства.
Усиление конкуренции — главная причина повышенного внимания сибирских ретейлеров к районным центрам. «Крупные федеральные игроки стараются осваивать города с населением не менее 500 тыс. жителей, — утверждает финансовый аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская. — Однако уже в ближайшие годы «федералы» начнут охватывать и более мелкие населенные пункты». Для этого ретейлерам сначала придется идти в районные центры, чтобы «застолбить» территорию и найти контакты с представителями власти. Местным игрокам в этом смысле значительно проще. Они знают особенности родной территории, поэтому, в свою очередь, до прихода федеральных игроков стараются как можно быстрее захватить лучшие места.
«Безусловно, в крупных городах рост количества магазинов происходит значительно быстрее, чем в малых, но рынок не бесконечен. Наступит неизбежная стадия насыщения. Тогда в поиске новых ниш большая часть игроков обратит внимание на сопредельные территории, малые города. Кому удастся сделать это первым, тот соберет самые сливки», — считает директор по маркетингу торговой группы «Наш магазин» (Омск) Александра Грибкова. Впрочем, у самой компании ближайших планов по освоению малых городов пока нет. Грибкова объясняет это тем, что омский рынок еще не настолько насыщен, чтобы имело смысл «распылять силы». Когда удастся основательно закрепиться на местном рынке, тогда можно будет пойти в районы и малые города. Сейчас «Наш магазин» развивает два направления — сеть одноименных супермаркетов и продмаркетов «Репка».
Свою лепту в усиление конкуренции вносит и региональная экспансия местных сетей. Новосибирская компания «Холидей Классик» активно идет в соседние регионы, консолидируясь с местными игроками. Уже упомянутая «Мария-РА» также осваивает соседние рынки, например, новосибирский. Сеть магазинов «Кора» (Кемерово), которая развивает торговые объекты трех форматов: гипермаркет, супермаркет и экономичный универсам, до конца года откроет три супермаркета в Новосибирске.
Районная книга
Непродуктовые сети практически ничем не отличаются от собратьев. Они также создают новые форматы и стараются выходить за пределы родных территорий. Из районных центров они выделяют города с населением 40–50 тыс. человек. Заместитель начальника управления дивизионов компании «Топ-Книга» (Новосибирск) Вячеслав Трофименко акцентирует внимание на социально-этическом аспекте, который является важной частью миссии компании: «Россия по историческим меркам лишь недавно перестала слыть аграрной страной, перейдя в ранг урбанизированной и индустриальной державы. Но свидетельство тому еще живо — великое множество малых городов, знаменитая российская глубинка. Мы не вправе забыть и о ней, хотя бы потому, что она дает стране не только сырье, ресурсы и изделия традиционных ремесел, но и много ныне известных и талантливых людей».
Ключевым фактором успеха для многих компаний остается логистика. Так, в «Топ-Книге» создана федеральная сеть из шести больших логистических центров, к которым тянутся магазины, размещенные на периферии каждого центра. По словам Вячеслава Трофименко, именно так и удалось достичь оптимальной стоимости перевозки. «Конечно, складские комплексы недешевы, но здесь есть еще одно преимущество — постоянное и оперативное пополнение магазинов товарными запасами: а скорость — далеко не последний фактор успеха в сбыте», — резюмирует он.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.