Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кондитеры никак не договорятся
Спор кондитеров: Советским брендам – общественный статус
Этим летом ФАС приняла историческое решение, которым впервые подтвердила право кондитерских предприятий производить продукцию в историческом этикете при условии, что подобная продукция выпускалась этими производителями в советское время. Решение ФАС – объективная реакция на события, происходящие сегодня на кондитерском рынке, для участников которого необходимость принятия такого решения была очевидна уже достаточно давно. Кто-то на высоком уровне должен был взять на себя ответственность и сделать первый шаг, и отрадно, что ФАС взяла эту ответственность на себя. Возможно, сыграла свою роль в том числе и активная позиция «Фабрики им. Н.К. Крупской», которая выступила с подобной инициативой.
Следующим шагом должно стать законодательное закрепление за советскими кондитерскими брендами общественного статуса. Это вполне возможно, но на процесс может повлиять и вмешательство главного кондитерского монополиста – холдинга «Объединенные кондитеры», и консервативность чиновников, и всевозможные бюрократические препоны, и банальная безынициативность и нежелание продвижения проекта нового закона по инстанциям. Помочь же в ускорении закрепления решения ФАС на законодательном уровне могло бы формирование общественного мнения. Добросовестные производители должны открыто высказывать свою гражданскую позицию, дабы широкие слои населения России понимали, что происходит на кондитерском рынке страны и какие изменения могут вступить в силу в обозримом будущем.
Сегодня развитие кондитерской отрасли в России идет по трем основным тенденциям: мелкие производители уходят с рынка; происходят объединения и укрупнения, а также идет война брендов (у кого бренд более раскрученный на национальном уровне, тот и побеждает). В последние годы темпы развития этих тенденций многократно увеличились в силу разных причин, таких как мировой финансово-экономический кризис, развитие технологической базы, изменение себестоимости сырья для закупщиков крупных партий и др.
Если же сценарий национализации советских кондитерских брендов будет воплощен в жизнь, то в первую очередь от этого выиграет потребитель. Монопольное владение советскими кондитерскими брендами будет снято, что приведет к созданию иной конкурентной среды и, как следствие, заметному снижению конечной цены на изделия под известными советскими брендами. Сейчас стоимость такой продукции не рыночная, а с добавленной стоимостью, размер которой определяет владелец бренда. Надо ли говорить, что потребитель попросту лишен выбора и вынужден приобретать товар по навязанной ему цене!
Более того, есть реальный шанс, что в условиях новой конкурентной среды вырастет и качество продукции под советскими брендами, причем речь идет не только о качестве рецептуры изделия, но и упаковки, а также присутствия изделия одной и той же марки от разных производителей на полках магазинов. Я придерживаюсь того мнения, что монополизм – это всегда плохо для потребителя, тупиковая ветвь развития отдельно взятой отрасли и экономики в целом, поэтому без здоровой конкуренции не обойтись никак.
Решение ФАС пока что относится только к историческому этикету, но потребитель связывает с «историческим» изделием вкус детства, поэтому стоило бы закрепить законодательно еще и дополнительные требования, которые бы связывали ту или иную сладость с оригинальной рецептурой, разработанной в советское время. Ведь во времена СССР все рецептуры присылались строго из Министерства пищевой промышленности, и у нашей фабрики, впрочем, как и всех других региональных производителей, не было возможности изобретать что-то свое.
Важно отметить, что даже в случае законодательного закрепления права производить продукцию в историческом этикете необходимо будет создать некую техническую инструкцию. Например, цветопередача на этикетке в 60-е годы прошлого столетия и этикетке с таким же изображением, но изготовленной на современном полиграфическом оборудовании, – это не одно и то же, поэтому во избежание возникновения спорных вопросов надо обратить внимание и на сугубо технические детали, ведь прогресс не стоял на месте последние полвека. В целях обеспечения контроля над выпускаемой продукцией в новых правовых условиях законодатель должен пригласить профессионалов для создания некоего технического регламента, соблюдение которого должно неукоснительно соблюдаться всеми производителями.
Наша фабрика в поддержку принятого ФАС решения сейчас готовит обращения как в органы исполнительной власти, так и в законодательные органы, и мы будем продолжать активные действия, чтобы добиваться введения нового закона. Мы также сотрудничаем с Обществом защиты прав потребителей, поскольку считаем, что введение подобного закона целиком и полностью направлено именно на защиту прав потребителей нашей продукции, и все вместе мы будем продолжать отстаивать их интересы во всех инстанциях.
Борис Швайцер, генеральный директор ОАО «Кондитерская фабрика «Пермская»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.