Декоративное изображение
3 900

Поделиться

Кому на Руси нужен этот закон

Кому на самом деле нужен «драконовский» антитабачный законопроект

Жесткие меры, по мнению экспертов, могут привести к краху в России малого предпринимательства на рынке табачной продукции

Самарские эксперты осудили предлагаемые запреты и считают, что оздоровить общество силовыми методами невозможно

Антитабачный законопроект, который Минздравсоцразвития вынесло на общественное обсуждение, вызвал недоумение со стороны как простых обывателей, так и экспертов. Жесткие меры, изначально направленные на ограничение курения, могут привести к краху в России малого предпринимательства в данном сегменте рынка. Как оценивают проблему в Самарской области, разбирался корреспондент «ФедералПресс».

Проект закона уже был назван «самым жестким в истории России». Радикальные меры, предложенные Минздравсоцразвития, особенно полный запрет на продажу сигарет в нестационарных объектах торговли и запрет на курение в общественных местах, требуют смягчения, доработки и обоснования с точки зрения их реальной пользы в борьбе за здоровье нации.

Многие эксперты уже сейчас, на стадии предварительного обсуждения проекта, отмечают, что принятие закона сыграет на руку крупному сетевому ритейлу и фармацевтическим компаниям. Фармкорпорации, бюджет которых сопоставим с бюджетами крупнейших энергокомпаний, получат в результате огромное количество потенциальных потребителей лекарственной продукции, помогающей бросить курить. Торговые сети «перетянут» к себе всех курильщиков, а это ни много ни мало – 40 % взрослого населения России. Получается, что эти меры создаются, в первую очередь, в интересах крупных участников рынка, а не рядовых граждан.

Михаил Герасимов, директор ГУПСО «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской области», член региональной общественной палаты, комментирует ситуацию следующим образом: «Конечно, фармацевтические компании станут наживаться на курильщиках. Если где-то убудет, то где-то прибудет. Появятся новые «волшебные» препараты, позволяющие бросить курить за полчаса. И это вряд ли будут лекарства, скорее всего – БАДы. И дай бог, чтобы они были неопасными». По его словам, это еще один запретительный закон. «А если закон построен лишь на запретах – он не будет успешным», – добавляет эксперт.

Однако не только фармацевтическим компаниям на руку принятие этого закона – в выигрыше останется и крупный сетевой ритейл. Как только будет введен запрет на продажу сигарет в ларьках и маленьких магазинах площадью менее 50 кв. метров, вся табачная продукция уйдет в крупные сети.

«Запрет на продажу табака в киосках действительно может привести к тому, что сетевой ритейл будет диктовать свои условия по продаже сигарет. Большинство федеральных законов относительно торговли ориентировано на крупных предпринимателей. Несмотря на все законопроекты по ограничению сигарет и алкоголя, направленные на здоровье граждан, они действуют в интересах супермаркетов, а интересы малого бизнеса не учитываются, все слова остаются пустыми обещаниями. Крупные точки при этом будут продолжать наживаться», – считает член комитета по промышленности, связи и торговле Самарской губернской думы Руфиль Ибрагимов.

С ним согласен и Алексей Завардин, директор ООО «Кусто», которое занимается реализацией табачных изделий. «Сейчас все со страхом ждут декабря, когда будет принят этот закон, поскольку это сразу отразится на табачном бизнесе. Уже более 3,5 тысячи человек обратились к руководству страны с просьбой о защите прав и интересов малого бизнеса. Из-за столь жестких мер бизнесменам придется закрывать свои точки, и 4 млн человек останутся без работы». По его словам, на сегодняшний день табачный бизнес – самый прозрачный в России. А с принятием этого закона деньги будут идти мимо государства и мимо бюджета, поскольку на место закрывшихся киосков и магазинов придут «бабушки с коробками». Они начнут продавать сигареты с рук, не считаясь ни с какими юридическими нормами.

Получается, законопроект не только не эффективен в борьбе с курением, но и невыгоден как для бизнеса, так и для рядовых потребителей. Возникает вопрос, зачем и кем вообще разработаны такие меры?

Минздрав не скрывает: в создании законопроекта принимали участие общественные организации, в числе которых – Международная конфедерация обществ защиты прав потребителей (КонФОП). Ее председателем является Дмитрий Янин, известный в России борец против табака. Интересен тот факт, что сам КонФОП ежегодно получает гранты крупного американского фонда Блумберга на осуществление в России антитабачных проектов – эти данные есть в открытом доступе на сайте фонда. Возможно, по этой причине в нашей стране и рождаются подобные радикальные запреты.

Любопытно также то, что бывшая супруга Дмитрия Янина – Марина Янина – занимает пост вице-президента X5 Retail Group, крупнейшего в России владельца торговых сетей. А ведь именно сети останутся в выигрыше в результате принятия законопроекта: все бюджеты от продажи табачной продукции из мелкой розницы перейдут в большие магазины.

Зампредседателя комитета Государственной думы по охране здоровья Сергей Колесников следующим образом прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Меня вообще смущает, когда какие-то частные компании начинают совместно с государственными структурами разрабатывать законы. Вообще-то у нас нет закона о лоббизме, а в цивилизованных странах такой закон есть, где категорически запрещается ассоциироваться исполнительной власти, законодательным органам и законодателям персонально с какими бы то ни было компаниями. Как только это замечено, следуют достаточно жесткие наказания – от наказаний административных и публичных осуждений, так и до уголовного наказания. Если у нас ввести такой закон, то у нас не будет скрытой рекламы крупных компаний – неважно каких, фармацевтических или табачных. И вот идет лоббирование, потому что фармацевтическая компания действительно заинтересована в том, чтобы о ней знали, чтобы ее продукция продавалась, в том числе антитабачная».

Борьбу с курением, направленную именно на оздоровление граждан России, по мнению экспертов, следует начинать с комплексных решений, а не просто запретов. Так, по мнению члена комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Самарской губернской думы Гумара Валитова, должен быть решен вопрос о сокращении табакокурения: «Во-первых, должна быть создана сама среда обитания, которая позволит человеку не курить. Во-вторых, у человека должен быть способ и доступ к другим развлечениям: общение, спорт, культурный досуг. Необходимо создать условия для формирования здорового образа жизни человека. Это и взаимоотношения, возможность реализовать свои способности, интересная работа, достойная зарплата, жилье. Проблему нужно решать совокупно». А ужесточение мер, такое как закрытие киосков, ограничение курения в общественных местах и повышение стоимости сигарет, не решит проблему.

С ним согласен и Рафиль Ибрагимов: «Любые радикальные меры приводят к непредсказуемым последствиям. Куда кинутся люди, когда им запретят курить, непонятно».

Многие эксперты, опрошенные «Федерал Пресс», выразили озабоченность столь жесткими мерами, прописанными законами. Они отмечают: прежде, чем принимать новые законы, необходимо начать выполнять уже существующие. Шансы, что новый законопроект, построенный на запретах, сможет изменить ситуацию к лучшему, кажутся минимальными.

Как сложится ситуация на табачном рынке Самарской области и помогут ли радикальные меры излечить людей от пагубной привычки – покажет время. Однако без комплексного подхода, учитывающего интересы всех представителей общества, решить проблему вряд ли удастся.

ФедералПресс 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами