Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 688
Поделиться
Комиссии по оплате услуг через терминалы за год выросли вдвое
За прошедший год комиссия за оплату услуг связи через терминалы моментальных платежей увеличилась вдвое — до 8—10%. Участники рынка винят в этом сотовых операторов, которые, по их словам, снизили отчисления платежным системам. Однако на росте комиссии сказалось и падение доходов от «нештатного» бизнеса владельцев терминалов — торговли наличностью, считают некоторые участники рынка.
Раньше комиссия за оплату услуг через терминалы в среднем по России составляла 3—5%, теперь этот показатель увеличился до 8—10%, рассказал глава Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким. По его словам, увеличение связано с двумя факторами. «Во-первых, наложил отпечаток кризис: люди стали реже пополнять счета, и платежные системы отреагировали ростом комиссии. Во-вторых, сотовые операторы, которые являются основным генератором выручки систем моментальных платежей, снизили комиссионные отчисления. Если раньше операторы платили платежным системам в среднем 2,3% от платежа, поступаемого на счет абонента, то теперь они отчисляют в среднем 1,5%. И владельцы терминалов компенсируют потери за счет конечных пользователей», — говорит г-н Ким.
Глава OE Investments (владеет ОСМП и e-port) Андрей Романенко говорит, что рост комиссии действительно связан с действиями сотовых операторов. «В среднем по России за два года сотовые операторы сократили отчисления платежным системам на 25%», — говорит г-н Романенко. По словам президента сети терминалов «Спринтнет» Рустэма Ахтарова, удорожание комиссии составило не более 30%. «Одним из факторов стало снижение отчислений со стороны сотовых операторов. Но влияние оказало и удорожание аренды», — говорит г-н Ахтаров. По словам главы «Элекснета» Юрия Мальцева, снижение отчислений операторов действительно произошло, но оно не так значительно, чтобы способствовать удвоению комиссии для конечных пользователей.
Сотовые операторы не согласны с выводами платежных систем. «У нас действительно изменились принципы расчетов с платежными системами, но в результате последнего изменения наши партнеры даже выиграли. В среднем мы увеличили комиссию для платежных систем на 20%», — говорит пресс-секретарь «ВымпелКома» Ксения Корнеева. МТС не меняла ставку для платежных систем с 2007 года, говорит пресс-секретарь оператора Ирина Осадчая. По ее словам, для партнеров МТС установила дифференцированную ставку вознаграждения — повышенную для тех платежных систем, которые не взимают комиссию за свои услуги с конечных пользователей, и пониженную для тех, кто взимает.
По подсчетам НАУЭТ, платежи через терминалы составляют 55% от общего объема моментальных платежей. Оборот рынка моментальных платежей, по прогнозам, к концу года должен достичь отметки 650 млрд руб. Лидером рынка моментальных платежей является компания ОСМП с долей 36%. «Киберплат» и E-port, занимающие второе и третье места, контролируют 25 и 13% рынка соответственно.
Источник в одном из сотовых ритейлеров связывает рост комиссии со снижением выгоды бизнеса по продаже наличности. «Большинство платежных систем зарабатывает на торговле наличностью. Поэтому снижение стоимости наличных денег практически в два раза сказалось на их доходах», — говорит собеседник.
В прошлом году комиссию на прием платежей вводили сотовые ритейлеры «Евросеть» и «Связной». Тогда они также апеллировали к действиям сотовых операторов, которые якобы снизили отчисления платежным агентам. Однако в результате мера была признана непопулярной и отменена.
RBC daily
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.