Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Коктейль поссорил пивоваров
«Очаково», Нeineken и AB InBev поссорились из-за пивного коктейля
Название традиционного немецкого пивного коктейля радлер (смесь пива с лимонадом в пропорции 50:50) стало поводом для споров гигантов российской пивной индустрии. Компания Нeineken подала в Палату по патентным спорам заявление с требованием отменить правовую охрану торговой марки Radler, которой с 2002 года владеет МПБК «Очаково». Ранее «Очаково» сумело отбить аналогичную атаку со стороны «дочки» мирового лидера AB InBev. Эксперты отмечают, что пивные коктейли станут заметным трендом на рынке в этом сезоне.
Торговая марка Radler была зарегистрирована компанией «Очаково» 27 марта 2002 года, в 2010 году срок правовой охраны был продлен до декабря 2019 года. Как следует из материалов Роспатента, знак зарегистрирован по трем классам: 32 (пиво и безалкогольные напитки), 35 (изучение рынка) и 42 (снабжение товарами и напитками). Пока правообладатель не использовал эту марку, наличие подобной регистрации не волновало конкурентов. Однако, видимо, успех пивных коктейлей Red`s и Eve вызвал у крупных пивоваров желание оспорить законность правовой охраны марки Radler.
Согласно документам Палаты по патентным спорам (ППС), первой подобную попытку предприняла немецкая Lewenbrau AG (принадлежит крупнейшей пивоваренной компании мира AB InBev). 20 сентября 2011 года немцы подали заявление в ППС с требованием отменить регистрацию знака Radler на «Очаково» в связи с его неиспользованием за последние три года. Компания указала, что имеет в портфеле напиток Lewenbrau radler, который хотела бы производить и реализовывать в России.
На прошедшей 17 марта 2012 года коллегии ППС требование немецкой компании было удовлетворено частично: палата отменила правовую охрану знака Radler по всем категориям, кроме ключевой – пивной. «Очаково» сумело представить доказательства использования товарного знака, в частности документы, свидетельствующие о разработке дизайна пивного коктейля Radler. На официальном сайте «Очаково» действительно представлен такой напиток.
«Летом мы выводим на рынок наш новый пивной коктейль Radler», – рассказали РБК daily в пресс-службе «Очаково». Новый продукт будет выпускаться в стеклянной бутылке и алюминиевой банке объемом 0,5 л и будет стоить 35–40 руб. на полке.
Подобные планы «Очаково», как выяснилось, пересеклись с аналогичным намерением Heineken. В начале апреля голландская компания заявила о запуске на российском рынке двух собственных радлеров: Zlaty Bazan Radler и Doctor Diesel Radler. Потенциально компания может столкнуться с юридическими проблемами в связи с наличием у конкурента прав на торговую марку Radler. 4 апреля Heineken Slovensko написала заявление в Роспатент с требованием отменить правовую охрану марки. Рассмотрение дела запланировано на 31 мая.
В Heineken затруднились дать оперативный комментарий по данному поводу. «Претензии Heineken понятны и обоснованны, – считает менеджер крупной пивоваренной компании, знакомый с деталями спора. – Радлер не может быть зарегистрирован как торговая марка, так как является обозначением вида напитка, а не брендом». Это то же самое, что зарегистрировать чьи-то права на термин «лагер», «портер» или «сидр», добавляет он. Именно эта позиция будет отстаиваться юристами Heineken на коллегии ППС.
По мнению другого источника, споры вокруг радлера довольно бессмысленны. «Интерес к этой категории со стороны пивных гигантов понятен – продажи пивных коктейлей в прошлом году оказались сверхуспешными, – говорит он. – Однако сам термин «радлер» российскому потребителю совершенно незнаком, и его использование или неиспользование на этикетке никак не отразится на продажах».
По данным Nielsen, категория пивных коктейлей по итогам 2011 года заняла 2,3% рынка пива в России. С 2010 по 2011 год доля этой категории выросла на 17%.
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.