Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Книжные тиражи выросли впервые за пять лет
Россияне зачитались
Тиражи книг российских издательств, неуклонно падавшие на протяжении последних пяти лет, по итогам прошлого года впервые показали рост, следует из данных Российской книжной палаты. Потрясения для книготорговых сетей, часть из которых прекратили свое существование, закончились, а следом стабилизировались и тиражи издательств. Самым популярным писателем в стране остается автор детективов Дарья Донцова, теперь уже более чем в три раза опережающая ближайших конкурентов.
Общий тираж выпущенных российскими издательствами книг и брошюр составил по итогам 2013 года 541,7 млн экземпляров, а число их различных наименований – 120,5 тыс., следует из данных Российской книжной палаты (РКП). Тираж по сравнению с 2012 годом увеличился на 0,2%, количество наименований – на 3,1%, тогда как годом ранее фиксировалось их падение на 11,8% и 4,9% соответственно. Тираж и наименования только книг (то есть изданий объемом более 48 страниц) выросли на 2,8% и 4,2%, тогда как годом ранее их падение составляло 12,9% и 5% соответственно. Таким образом, общий тираж книг в России, как с учетом, так и без учета брошюр, вырос впервые с 2008 года, следует из ежегодной статистики РКП.
Продолжавшееся пять лет падение рынка ранее объяснялось самой же РКП общемировыми тенденциями, в том числе растущей конкуренцией со стороны интернета и электронных версий книг, в России преимущественно контрафактных.
Стабилизация книжного рынка по итогам 2013 года вызвана тем, что закончилось сокращение товаропроводящих каналов – книжных сетей, считает гендиректор и совладелец издательств «Эксмо» и АСТ Олег Новиков. По его оценке, еще в первом полугодии 2013 года рынок демонстрировал падение примерно на 3%, но уже во втором его скорректировал аналогичный рост. В целом объем книжного рынка в сегменте открытых продаж (без учета, например, поставок учебников) по итогам 2013 года он оценивает в 55–60 млрд руб., то есть на уровне 2012 года. «Как только рынок справился с результатами закрытия “Топ-книги” и сокращения “Буквы”, ситуация выровнялась. На этом фоне рост демонстрировали интернет-продажи, доля которых достигла уже примерно 10% всего рынка»,– поясняет господин Новиков.
Преемник «Топ-книги», некогда крупнейшей в стране книжной сети (более 600 магазинов в 2008 году), «Книгомир» признан банкротом и ликвидирован еще в 2012 году. На тот же год пришлись и основные проблемы «Буквы», принадлежащей экс-акционерам АСТ Андрею Герцеву и Якову Хелемскому. За 2012 год число российских магазинов «Буквы» снизилось с 450 до 178, в 2013 году падение замедлилось: сейчас в сети около 120 точек.
«Эксмо» и АСТ, в конце 2013 года перешедшее под контроль совладельца «Эксмо» Олега Новикова, сохранили позиции крупнейших издательств по числу выпущенных книг. На них приходилось 16,6% всех издаваемых в РФ книг по наименованиям и 16,4% по тиражам. При этом АСТ, еще в 2012 году столкнувшееся с налоговыми претензиями на 8 млрд руб., потеряло к предыдущему году 18,9% наименований и 31,7% тиражей. Вторая крупнейшая издательская группа в стране – «Олма Медиа Групп» и «Просвещение», совет директоров которого в 2013 году возглавил Аркадий Ротенберг,– нарастила число изданных книг на 28,7%, а их тиражи – на 9,3%.
Наиболее популярным автором в стране в 2013 году осталась Дарья Донцова («Эксмо»). Несмотря на снижение общих тиражей 143 ее книг сразу на 24,1%, до 2,8 млн экземпляров, отрыв от конкурентов только увеличился: АСТ после перехода под фактический контроль «Эксмо» резко сократило тиражи Юлии Шиловой, своего важнейшего автора и конкурента госпожи Донцовой, на 72,6%, до 0,9 млн. Кроме того, в число 20 наиболее популярных писателей впервые попал американский классик Фрэнсис Скотт Фитцджеральд (57 изданий общим тиражом 377,5 тыс.), что совпало с выходом голливудской экранизации романа «Великий Гэтсби», которую в кинопрокате РФ посмотрели около 2 млн человек, что принесло ей сборы в 560 млн руб.
Павел Белавин, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?