Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Книжные сети просят ФАС остановить демпинг маркетплейсов
Ассоциация книгораспространителей («Альпина», «Буквоед», «Московский дом книги» и т. д.) направила обращение в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой остановить демпинг цен на книги, который осуществляется маркетплейсами, пишет «Ъ».
GaudiLab/Shutterstock/Fotodom
По информации ассоциации, разница в цене между офлайн-магазинами и онлайн-платформами составляет от 30% до 70%, что создает серьезные риски для традиционных книготорговцев.
Согласно данным ассоциации, с 2019 по 2024 год доля продаж через маркетплейсы (такие как Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркет») увеличилась на 31,6%, достигнув 54,5% всего рынка. В то же время офлайн-магазины потеряли 29,2% своих продаж, сократив свою долю до 38%. В 2024 году в России закрылось 220 книжных магазинов, при этом темпы их закрытия возросли в 2,5 раза.
Представители книжных сетей указывают на то, что ценовое преимущество маркетплейсов обусловлено их налоговыми льготами (например, уплата НДС только с комиссии) и отсутствием расходов на аренду помещений. В Wildberries подчеркнули, что ценообразование зависит от самих продавцов, а площадка может лишь предоставить скидку за свой счет.
Ассоциация предупреждает, что если демпинг не прекратится, количество закрывающихся книжных магазинов продолжит расти в 2025–2026 годах. Некоторые сети, такие как «Читай-город — Буквоед», пытаются конкурировать с помощью программ лояльности и переговоров с издателями, однако общая ситуация остается напряженной.
ФАС подтвердила получение обращения. Решение ведомства может оказать влияние на дальнейшее регулирование ценовой политики маркетплейсов.
ФАС работает над совершенствованием инструментов саморегулирования рекламной отрасли

SPI robotics – интегратор сервисных роботов Pudu в России – расширил свой портфель решений.