Декоративное изображение
2 686

Поделиться

Книжки спят

Объем книжного рынка в России сократился в 2010 году более чем на 8%, до 64,6 млрд руб., подсчитала Роспечать. Главная причина — общее снижение интереса к чтению. Продажи книг в электронном формате удвоились примерно до 60,72 млн руб., но все равно пока не превышают 0,1% рынка. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) представит сегодня на заседании коллегии Министерства связи и массовых коммуникаций доклад «Книжный рынок России». Как следует из текста, объем этого рынка в рублях снижается на протяжении двух лет подряд: если в 2009 году он сократился почти на 6%, до 70,4 млрд руб., то в 2010 году падение превысило 8%, до 64,6 млрд руб. Правда, в долларовом выражении падение замедлилось: в 2009 году оно превышало 20%, а в 2010-м составило лишь около 6%, уточняется в докладе. При этом, по данным одного из крупнейших издательств «Эксмо» (его оценка также приводится в докладе), сокращение продаж в прошлом году было более серьезным — до 63,1 млрд руб. «Данные Роспечати основываются прежде всего на выпуске книг, а мы больше ориентируемся на конечные продажи, спад которых более заметен»,— пояснил гендиректор и совладелец «Эксмо» Олег Новиков. Крупнейшая доля рынка (42%), по данным Роспечати, по-прежнему приходится на независимые книжные магазины, продажи через которые сократились с 27,456 млрд до 27,132 млрд руб. Нарастили свою рыночную долю с 20% до 24% книготорговые сети, выручка которых увеличилась с 14,08 млрд до 15,504 млрд руб. Доля сетей сокращалась в 2009 году из-за закрытия большого числа магазинов в связи с кризисом, напоминают авторы доклада. За счет этого тогда же с 10% до 12% выросла доля канала FMCG (книжные продажи в торговых центрах товаров повседневного спроса), в 2010 году эта доля осталась на прежнем уровне, хотя в денежном выражении продажи данного канала снизились с 8,448 млрд до 7,752 млрд руб. Общее число розничных торговых точек в прошлом году прекратило снижаться, оставшись на уровне 2009 года — 3,4 тыс. Это примерно на 6% меньше, чем в докризисном 2008 году, или на 60% меньше, чем на территории России в 1990-м. Крупнейшей сетью остается «Топ-книга» (бренды «Книгомир», «Лас-Книгас», «Литера», «Пиши-Читай»), количество магазинов которой к апрелю 2011 года сократилось до 523 по сравнению с 548 годом ранее. При этом в то время как «Топ-книга» преобладает в регионах, в Москве лидером по количеству точек является АСТ (54 магазина «Буква»), а в Санкт-Петербурге — «Эксмо» (42 магазина под разными брендами). Учитывая, что покупательная способность граждан, по данным Росстата, росла в 2010 году быстрее, чем цены на книги (прирост средней зарплаты составил 14,85%, среднеотраслевой розничной цены на книги — 12,05%), продажи падают из-за внеэкономических факторов, считают авторы доклада. «Начальной причиной падения рынка был финансовый кризис, снизивший потребительские расходы, но в прошлом году на первый план вышло общее снижение интереса к чтению. Если раньше оно компенсировалось ростом цен на книги, то за последний год этот рост уже не был значительным»,— согласен господин Новиков. Так, по оценкам TNS Russia, в начале 2011 года доля чтения книг в общей структуре медиапотребления населения России старше 16 лет (всего около 8 часов в сутки) сократилась до 1,9% (около 9 минут в сутки) по сравнению с 4% в 2008 году. При этом доля чтения газет и журналов также уменьшилась — с 8% до 3,2% (около 16 минут), но выросли доли радио (с 30% до 36,5%) и интернета (с 6% до 8%). Продажи электронных книг в 2010 году, по данным интернет-магазина «Литрес», на которые ссылается Роспечать, выросли с $1 млн (31,75 млн руб. по средневзвешенному курсу за 2009 год) до $2 млн (60,72 млн руб. по средневзвешенному курсу за 2010 год). «Еще быстрее растет количество пиратских скачиваний. Рост легальных продаж электронных книг явно не соответствует количеству ридеров, которых продано уже около 500 тыс.»,— сетует Олег Новиков. По оценкам некоммерческого партнерства «Федерация интеллектуальных прав», нелегальный сегмент рынка электронных книг достиг в прошлом году $7,5-9,5 млн (227,7-288,42 млн руб.). Ъ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами