Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Клубы и арт-кафе на пути к разорению
Новая инициатива властей может «убить» концертный бизнес на Урале
Уральский концертный бизнес приготовился к разорению. Новая законодательная инициатива, обязывающая компании иметь банковскую гарантию в 150 млн руб., повергла организации в шок. По словам участников рынка, при ее принятии переживут нововведения лишь 2–3 компании.
Напомним, вчера в Государственную думу РФ были внесены поправки к закону «Основы законодательства РФ о культуре», которые вводят лицензирование концертных площадок и ночных клубов, а также обязывают концертных агентов иметь банковские гарантии на сумму 150 млн руб. Отметим, что для получения гарантий на эту сумму промоутерам придется платить банкам около 15 млн руб. Автор инициативы – председатель комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов называет целью этих мер «создание безопасных условий для развития концертной деятельности» и «защиту населения от некачественных культурно-зрелищных мероприятий, содержащих призывы к насилию, пьянству или применению наркотиков». Также, по его мнению, поправки «дадут заслон» мошенникам в концертном бизнесе.
По словам уральских экспертов, принятие данного закона скажется на рынке концертных услуг Екатеринбурга не самым лучшим образом.
Экс-владелец клуба «Loft», независимый промоутер Дмитрий Чугунов отметил, что в Екатеринбурге слабо развит рынок шоу-бизнеса: сейчас только начинается его формирование по западному образцу.
«Подобные вещи просто уничтожают рынок, потому что в финансовом плане он пока не такой выгодный. Это еще один шаг к монополии концертных агентств по типу нашего «Бомонда» (по данным компании, лидер по количеству гастролей в Екатеринбурге –– прим. УрБК). Если вдруг начнут какие-то проверки в ночных клубах, то вся клубная жизнь опять скатится в формат тотального андеграунда с концертами «за толстой щеколдой». Создание подобного рода пошлин сильно увеличит стоимость билетов, как следствие, снизится спрос на услуги, особенно на привоз западных исполнителей. Концертов точно станет меньше», – сказал он.
По словам пиар-директора группы «Сансара» Ксении Поль (лидер этой группы Александр Гагарин – арт-директор «Gornostay Bar»), для региональных концертных агентств и клубных концертных площадок подобные меры означают прекращение концертной деятельности как таковой.
«Для многих агентств, давно и успешно работающих на рынке, и часто путем неимоверных усилий самоотверженно привозящих в Россию (не только в две столицы) модную и актуальную музыку со всего мира, сумма банковских гарантий в 150 млн рублей является чем-то из области фантастики. Кроме того, множество российских артистов и коллективов просто перестанут ездить по стране, так как принимающие их клубы не смогут выполнить требования, зародившиеся в сознании господина Митрофанова», – отмечает Ксения Поль.
С этим мнением согласен администратор и промоутер клуба «Нирвана» Александр Толстых.
«Данный законопроект окажется убийственным для огромного сегмента концертного и клубного рынка. Такую сумму могут себе позволить только несколько организаций в нашей стране, которые занимаются гастролями звезд мировой величины и организаций многотысячных фестивалей. Прекратят существование концертные организации делающие гастроли русским группам, зачастую молодым и перспективным, в связи с этим закроются десятки клубов, которые дают работу тысячам барменов, официантов, промоутеров и звукорежиссеров», – отметил он.
Более сдержанно оценивает масштабы катастрофы директор джазового клуба «EverJazz» Ирина Щетникова. «Эти меры ограничат рынок, вопрос только, насколько. Цифры, которые были озвучены, либо вынудят концертные организации уйти в тень, либо количество организаций значительно сократится», – сетует она.
Эксперты считают, что если инициатива Митрофанова будет принята в нынешнем виде, в Екатеринбурге либо вообще не останется промоутеров и концертных агентств, либо выживут крупнейшие.
«Если говорить про Екатеринбург, то на плаву останутся только государственные учреждения вроде ККТ «Космос» или Дворца Молодежи, и крупные концертные агентства, которые занимаются концертами Аллы Пугачевой и Стаса Михайлова. Остальные просто закроются или уйдут в тень», – уверен Александр Толстых.
«Из концертных агентств Екатеринбурга выживет, пожалуй, только «Бомонд», – считает Дмитрий Чугунов. «В Екатеринбурге, наверное, есть две–три компании, которые могли бы взять на себя такие обязательства – это, наверное, мы, «Бомонд» и «Ангажемент», – полагает промоутер «Tele-Club» Семен Гальперин. По мнению Ксении Поль, региональным концертным агентствам такие расходы вообще не по силам.
Размер банковских гарантий, получить которые собираются обязать концертных агентов, вызвал единодушное недоумение у всех опрошенных экспертов.
«Даже учитывая, что платить придется 10% от суммы гарантии, это непомерные пошлины. Если и вводить подобный закон, то суммы должны исчисляться значительно меньшим количеством нулей. У мелких промоутеров таких денег нет, это далеко от их среднегодового оборота», – отметил Дмитрий Чугунов.
«Это большие суммы даже для крупных мероприятий, тем более для таких небольших, которые проводим мы. Отсутствие дифференциации по размеру компаний и мероприятий – существенный недочет законопроекта», – полагает директор «EverJazz» Ирина Щетникова.
А вот мнения экспертов о необходимости государственного лицензирования в концертной сфере в целом разделились. Видит в этом определенный смысл арт-менеджер клубов «Паркинг», «Чили» и «Кэш» Дарья Стеблянкина.
«Дело в том, что сейчас у нас шоу-бизнес никак законодательно не регулируется, и люди, которые работают на этом рынке, привыкли к свободному плаванию. Большинство концертных фирм даже не заключают договоры. Наши клубы оформляют юридические отношения с артистами, только если они выступают на постоянной основе, если разово – то нет», – отметила она.
Пиар-директор группы «Сансара» Ксения Поль высказалась категорически против лицензирования для клубов. С ней согласен администратор клуба «Нирвана» Александр Толстых. «Лицензией для любого организатора или куба, по сути, является репутация в среде посетителей мероприятий, организованных этим человеком или заведением», – пояснил он. Государственное лицензирование в данной сфере – это еще одна лазейка для взяточников из различных надзорных инстанций», – заявил собеседник.
Также не видит необходимости в лицензировании концертных площадок промоутер Дмитрий Чугунов. По его словам, лицензирование клуба как помещения массового скопления людей и так проводится, а попытка выделить проведение концертов в некий регулируемый вид деятельности может обернуться введением цензуры.
Промоутер «Tele-Club» Семен Гальперин отметил, что ввести лицензирование необходимо, но не для концертных площадок, а для промоутеров.
«На рынке очень много недобросовестных проектов, у 90% российских промоутеров есть случаи, за которые у них можно было бы отобрать эту лицензию. Они не выполняют условия контрактов, не выплачивают гонорары группам, отказываются от концертов, если видят, что билеты не продаются, нарушают какие-то другие важные договорные обязательства. Все создает ажиотаж, неуверенность публики в том, что концерт состоится, вызывает недоверие артистов, и это все приводит к перегреву рынка, росту гонораров, и в итоге к росту цен на билеты», – отметил он.
«Мошенничество и некачественное оказание услуг встречается часто. Обычно никто не идет в суд, списывая это на плохую репутацию фирмы, и потом данной организации сложно найти себе партнеров», – подтверждает Д. Стеблянкина. По ее мнению, переход на договорные отношения с концертными агентами в обязательном порядке желателен.
Отметим, инициатива пока только внесена в Госдуму, и примут этот закон или нет, неизвестно. Часть экспертов считает, что закон пока «сырой», и в таком виде точно не будет принят.
«Я не склонен слишком серьезно думать о том тексте, который есть сейчас. Его вносит достаточно одиозная личность, думаю, что в думе все-таки понимают, что такие законы надо рассматривать дольше, обсуждать, вносить правки», – сказал Семен Гальперин.
Большинство опрошенных надеется, что закон не будет принят ни в каком виде.
Ксения Кабанова, УрБК
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?