Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Китайцы уплывают из русского моря
Крупнейший мировой производитель рыбного филе – китайская компания Pacific Andes сворачивает свое присутствие на российском рынке. За последние два года китайцы вдвое сократили выручку от продуктов из российского минтая и, как предсказывают аналитики, в среднесрочной перспективе могут полностью переключиться на работу с рыбаками из других стран. С уходом китайского рыбного гиганта в регионе крепнут позиции компании «Русское море – Добыча» Максима Воробьева и Глеба Франка.
В первой половине 2014 финансового года (завершилась 28 марта) China Fishery, которая входит в группу Pacific Andes, на 53% сократила выручку от реализации продукции из российского минтая, до 105,3 млн долл., по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года, говорится в отчетности компании. При этом китайские рыбопромышленники на 540% увеличили продажи продукции из рыбы, выловленной в акватории Перу, до 203,5 млн долл. Общая выручка Pacific Andes за шесть месяцев финансового года выросла на 20,1%, до 325,1 млн долл.
Аналитики из агентства Moody’s, комментируя отчетность, прогнозируют, что China Fishery и в дальнейшем будет снижать выпуск продукции из российской рыбы, так как ее стратегия предусматривает полный выход из бизнеса в этом регионе. Китайцы и сами не скрывают подобных планов: в марте этого года China Fishery сообщила, что отказывается от работы с российскими рыбодобывающими компаниями по долгосрочным контрактам и переключается на закупки рыбы на спотовом рынке.
Pacific Andes является крупнейшим в мире производителем рыбного филе. Штаб-квартира компании находится в Гонконге, холдинг контролируется семьей местных предпринимателей Нгэ. Два года назад в одном из своих инвестиционных меморандумов Pacific Andes сообщила, что около 60% объема ее рыбодобычи приходится на российский Дальний Восток. После этого Росрыболовство обратилось в правоохранительные органы с просьбой проверить законность работы Pacific Andes в России, поскольку российское законодательство запрещает иностранным компаниям рыбную ловлю в исключительной экономической зоне России. Квоты на вылов правительство России распределило среди отечественных рыбаков в 2008 году сроком на десять лет.
В конце 2012 года Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) потребовала от Pacific Andes продать свои российские рыболовецкие активы. По данным российского ведомства, Pacific Andes приобретала доли в российских компаниях не через механизм владения акциями, а с помощью «тайных соглашений», и российские структуры были лишь номинальными владельцами квот на вылов морских биоресурсов. Глава ФАС Игорь Артемьев пригрозил китайцам уголовным преследованием в случае отказа от исполнения предписания антимонопольного ведомства.
В январе и мае 2013 года четыре рыбодобывающие компании, которые, как считала ФАС, контролируются китайцами, приобрела за 540 млн долл. компания «Русское море – Добыча» (РМД), принадлежащая брату подмосковного губернатора Максиму Воробьеву и сыну экс-министра транспорта и зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку. В результате РМД через приобретенные компании получила 13% от общероссийской квоты на вылов минтая, что соответствует 180 тыс. т рыбы в год. По итогам 2013 года РМД продала минтая на 139 млн долл. при общей выручке 170 млн долл.
В октябре 2013 года ФАС разрешил «Русскому морю – Добыче» купить еще две компании, которые подозревали в аффилированности с иностранцами. Однако сделка до сих пор не состоялась. «Переговоры, к сожалению, сильно затянулись, и, с нашей точки зрения, не по нашей вине», – прокомментировал РБК несостоявшуюся сделку представитель РМД Илья Власенко. Получить комментарии ФАС и Росрыболовства вчера не удалось.
В то же время один из участников рыбного рынка рассказал РБК, что российские рыбаки продолжают продавать рыбу китайским покупателям, за спиной которых, как считают сами рыбаки, стоит Pacific Andes. «Думаю, эта компания не отказалась от российской рыбы, а просто изменила схему закупок. Это слишком рентабельный бизнес, чтоб отказываться от него», – заметил собеседник РБК.
Рентабельность по EBITDA для российского дивизиона Pacific Andes составляет 45%, тогда как маржинальность перуанского бизнеса – 35%, отмечают аналитики Moody’s.
Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?