Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Китайские грузовики уйдут с дороги
Китайские грузовики могут вернуть на родину по требованию российских конкурентов
Российские производители грузовиков продолжают борьбу с иностранными конкурентами. После введения утилизационного сбора, который должен замедлить рост легального импорта, они взялись за «серые» схемы ввоза. Речь идет об ужесточении сертификации грузовиков, которые ввозятся как единичные транспортные средства, в основном из Китая, занимая в итоге до 10% рынка. Производители уверяют, что машины соответствуют стандарту «Евро-4» лишь на бумаге. Ужесточение норм может не только сократить импорт, но и стать причиной отзыва грузовиков.
О том, что правила сертификации импортных грузовиков с точки зрения соответствия их двигателей экологическому классу «Евро-4» в ближайшее время могут быть ужесточены, “Ъ” рассказали несколько источников на авторынке. Поводом стали результаты проверки одного из китайских грузовиков на соответствие его сертификату транспортного средства. Проверку провело ФГУП НАМИ. В частности, в протоколе идентификации самосвала марки Shanqi (копия есть у “Ъ”) говорится, что машина по ряду параметров не соответствует установленным в России требованиям техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств». Кроме того, в протоколе подчеркивается, что можно «сделать вывод о несоответствии» машины экологическому классу «Евро-4».
Источник “Ъ” среди автопроизводителей утверждает, что вывод НАМИ может повлечь проверки других машин. Собеседник “Ъ” поясняет, что проверка прошла после того, как Объединение автопроизводителей России (ОАР) обратилось с просьбой ужесточить систему сертификации импортных грузовиков в Минпромторг, ФТС, МВД и другие профильные ведомства. Например, в письме в Росстандарт (копия есть у “Ъ”) ОАР просит «осуществить в отношении автомобильной техники, поставленной из КНР и Южной Кореи, государственный надзор» и «немедленно приостановить деятельность» «органов по сертификации, выполнивших оценку соответствия продукции с нарушением законодательства». В письме говорится, что, хотя все ввозимые из Азии грузовики получили сертификат соответствия стандарту «Евро-4», они «рекламируются как автомобильная техника класса “Евро-2”». «Сертификаты должны быть аннулированы, а продукция признана не соответствующей требованиям техрегламента и изъята из обращения»,— требует ОАР.
На КамАЗе пояснили “Ъ”, что речь идет только о грузовиках, которые ввозятся как «единичные транспортные средства». «По этой схеме новые грузовики ставятся на учет в Китае на несколько дней, а затем завозятся в Россию уже как подержанные, именно это создает лазейку в законодательстве — автомобили проходят через таможенные пункты без детальной проверки, при этом сертификаты соответствия могут выписывать любые получившие аккредитацию фирмы или их филиалы»,— рассказывают на КамАЗе. Там уверяют, что стандарты сертификации новых импортных машин, которые ввозят официальные дилеры, «значительно жестче», поэтому «к ним вопросов нет».
В письме ОАР говорится, что за 2011 год и первое полугодие 2012 года из Китая и Южной Кореи было импортировано 14,6 тыс. грузовиков массой более 14 тонн, из которых 40–80% были сертифицированы «как единичные транспортные средства». В письме подчеркивается, что «фактически произведена поставка новой продукции массового производства». По данным КамАЗа, из Китая и Кореи в Россию за полгода было ввезено таким образом 4,1 тыс. грузовиков, большая часть по «серой» схеме. Продажи КамАЗа за полугодие составили 23,1 тыс. машин, остальных грузовиков — 11,8 тыс. машин. По оценкам ОАР, с учетом продаж подержанных грузовиков на автомобили, поставленные из Азии как единичные транспортные средства, пришлось около 10% рынка.
Исполнительный директор ОАР Игорь Коровкин подтвердил “Ъ”, что «объединение ведет активную борьбу с импортом контрафактных грузовиков, в первую очередь из Азии» и «настаивает на ужесточении правил аккредитации компаний, которые сертифицируют автомобили, а также правил техрегламента в отношении определения экологического класса автомобиля». По оценкам эксперта, за 2011 год «из-за поставок контрафактного импорта внутренние российские производители потеряли порядка 30 млрд руб.». Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева сообщила, что в компании полностью поддерживают идею ОАР. Замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов сказал “Ъ”, что министерство «ведет активную работу» по выявлению недобросовестных компаний.
Источники “Ъ” на рынке добавляют, что обсуждается даже вопрос об отзыве всех уже ввезенных за два года грузовиков с несоответствующими сертификатами. По данным собеседников “Ъ”, их может быть около 20 тыс. Господин Рахманов подтвердил “Ъ”, что Минпромторг «намерен максимально жестко бороться с недобросовестной сертификацией вплоть до отзыва машин». Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что организовать масштабный отзыв будет очень сложно. Ужесточение требований сертификации он считает «вполне действенной схемой защиты рынка», которая «может сократить импорт китайских грузовиков в разы».
Егор Попов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.