Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Киоски занимают переходы
Суд упростил торговлю в метро
Мосгорсуд упростил порядок организации торговли в метро и подземных переходах для владельцев как минимум 2,5 тыс. киосков. Суд решил, что после заключения договора с ГУП «Московский метрополитен» получать отдельное разрешение на торговлю не требуется. Сейчас собственникам торговых павильонов на территории метрополитена такое разрешение приходится получать каждые три-шесть месяцев.
Мосгорсуд отменил постановление «Об утверждении регламента подготовки документов заявителям ГУП “Московский метрополитен”«, следует из его решения от 27 февраля (есть в распоряжении “Ъ”). Этим постановлением еще в апреле 2007 года был установлен порядок обращения за получением разрешения на торговлю в подуличных переходах и других территориях, подведомственных ГУП «Московский метрополитен». Основанием для обращения за разрешением является договор между заявителем и ГУПом, предоставляющий право на коммерческую деятельность на территориях Московского метрополитена. «То есть для того, чтобы организовать торговлю на территории метрополитена, фактически требовались повторяющие друг друга документы»,– поясняет управляющий партнер «Юридической фирмы Мельничука» Григорий Мельничук.
С иском о признании постановления недействующим обратилось ООО «Метротэк», у которого есть торговые ряды под аренду на территории московского метро. Компания настаивала, что постановление противоречит действующему законодательству, в частности федеральному закону «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ», который запрещает обязывать продавцов выполнять требования местных властей в дополнение к обязательствам, уже установленным федеральным законодательством. По мнению истца, требования постановления противоречат и закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля», а также закону «О конкуренции». Суд согласился с доводами «Метротэк» – с 5 апреля постановление признано недействующим.
По оценкам руководителя комитета по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Московской торгово-промышленной палаты Михаила Мандаляна, в московском метро работает более 4 тыс. торговых киосков. По оценкам департамента транспорта, сейчас аренда площадей в переходах приносит Московскому метрополитену 38% выручки из внебилетных источников, или 1,7 млрд руб. В 300 подуличных переходах работают около 2,5 тыс. торговых точек, оценивают в департаменте.
Договор с метрополитеном заключается на три-пять лет, а период действия разрешения гораздо короче. По словам одного из арендаторов, в последнее время оно выдавалось на три месяца (ранее на шесть). «Для того чтобы его пролонгировать, нужно было собрать те же документы, которые требовалось приложить к первой заявке»,– говорит собеседник “Ъ”. Михаил Мандалян добавляет, что разрешение нельзя было получить без договоров на охрану, электроснабжение, видеонаблюдение, пожаротушение, вывоз твердых бытовых отходов, уборку территории и подтверждений соблюдения антитеррористических мер. «Без разрешения на коммерческую деятельность даже при наличии договора с метрополитеном предприниматель работать не может»,– подчеркивает господин Мандалян. «Отмена разрешения сократит срок организации торговой точки почти в два раза»,– говорит один из предпринимателей.
Представитель компании Arendametro.ru Игорь Командин говорит, что стоимость аренды за год на территории метрополитена выросла в два-три раза. Так, 4,8 м в переходе на Лубянке сейчас стоят 90 тыс. руб. за 1 кв. м, а место в подземном переходе от универмага «Московский» к площади Ярославского вокзала подорожало с 30–40 тыс. руб. в месяц до 120 тыс. руб.
Получить комментарий ГУП «Московский метрополитен» не удалось, в «Метротэке» от комментариев отказались.
Екатерина Геращенко, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?