Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Киев. В 2015 году достроят моллы
Объем ввода торговых центров в Киеве в 2015 году обещает стать рекордным
В 2014 году в Киеве было введено 71,6 тыс. кв. м арендуемых площадей в новых торговых центрах. Это на 36% ниже показателя предыдущего года и стало наименьшим результатом за последние три года. Последний квартал года не порадовал ни одним открытием.
В течение года начали работу ТРЦ «Атмосфера» (30,2 тыс. кв. м GLA) и ТРЦ «Проспект» (41,4 тыс. кв. м GLA, включая «Ашан»). Заявленные на 2014 год суперрегиональные проекты ТРЦ «Республика», ТРЦ «Лавина Молл », ТРЦ BlockBuster Mall были перенесены на 2015 год. В результате анонсированный на 2015 год объем ввода торговых центров в Киеве составляет около 460 тыс. кв. м. Однако, по прогнозам специалистов JLL, почти половина проектов будет перенесена на 2016 год, а реальный показатель этого года окажется примерно вдвое ниже и не превысит 250 тыс. кв. м. Но даже в этом случае объем ввода торговых центров станет рекордным для рынка Киева.
Динамика объема торговых площадей в Киеве
Источник: JLL
Новые объекты, по мнению экспертов, столкнутся со сложностями заполнения арендаторами и будут вынуждены предоставлять льготные условия якорным и ключевым сетевым операторам. В 2014 году доля свободных площадей в ТРЦ Киева выросла на 1,5 п.п.
В прошлом году в Украине начали работу лишь 16 новых международных операторов – на 20% ниже показателя предыдущего года. Активность местных компаний, наоборот, высока, особенно в сегменте общественного питания: за 2014 году в Киеве открылось около 70 новых ресторанов и баров, и лишь 3% из них – представители международных сетей (Paul и Vapiano).
Арендная ставка за год снизилась с $12000 до $960 за кв. м в год. В связи с валютными колебаниями сформировалась практика индивидуальных договоренностей между арендаторами и арендодателями при пересмотре коммерческих условий действующих договоров аренды. Эксперты JLL ожидают сохранения практики индивидуальных договоренностей и в первом полугодии 2015 года.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.