Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Хозяев аптек штрафуют за завышение цен на лекарства
Вчера Владимир Путин вновь поручил главе Минсоцздрава Михаилу Зурабову ускорить решение проблемы льготных лекарств. Пока министр медлит, местные власти ищут свои пути выхода из «медикаментозного» кризиса. Показательную «зачистку» устроили вчера власти Нижегородской области, оштрафовав 11 аптек за завышение цен. Впрочем, смехотворные штрафы лишь подтвердили бессилие чиновников перед спекулянтами.
По мнению Владимира Путина, улучшение ситуации с лекарствами для льготников происходит слишком медленно. «Изменения есть, на два-три-четыре процента, но это незначительно. Для людей это пока незаметно», – заявил президент на встрече с членами правительства, поручив Михаилу Зурабову ускорить работу. Никаких конкретных сроков, впрочем, названо не было ни главой государства, ни министров.
Между тем местные власти устали ждать у моря погоды и пытаются сами предпринять что-нибудь, чтоб лекарства были доступны тем, кто в них нуждается. Так, вчера специалисты Министерства экономики Нижегородской области организовали проверку аптек в регионе. В результате обнаружилось, что размер торговых надбавок в аптечных сетях достигал 52% (при установленном на территории области предельном уровне 30%), а оптовая надбавка в отдельных случаях доходила и до 80% (при предельном уровне 15%). Все 11 аптек, куда наведались чиновники с проверкой, как оказалось, завышали цены. Против них возбуждены административные дела, причем общая сумма наложенных штрафов составила 62 тыс. руб. На круг выходит по 5,6 тыс. руб. на аптеку. Для сравнения: когда в 2002 году нарушения выявили в деятельности одной из Интернет-аптек в Лос-Анджелесе, ее оштрафовали на 90 млн. долларов.
Насколько российские штрафы существенны для аптечного бизнеса, понять несложно. Скажем, розничный оборот одной достаточно крупной сети в 2006 году составил 380 млн. долларов, или по 13 млн. руб. на аптеку. Если в Нижегородской области продавцы лекарств зарабатывают примерно столько же, то ежедневный оборот каждого из них в семь раз превышает сумму штрафа.
Таким образом, показательная инициатива «публичной порки» аптечных спекулянтов превратилась в демонстрацию бессилия региональных властей. «К сожалению, по Кодексу об административных правонарушениях мы не можем наказывать аптеки больше чем на 40–50 МРОТ, ведь практически все они имеют статус частных предпринимателей, – пояснила «Новым Известиям» замминистра экономики Нижегородской области Галина Кузьмина. – Если речь идет о каком-нибудь ООО, тогда мы штрафуем по полной программе, но такое случается редко».
Практика показывает, что нижегородский пример – это скорее правило, чем исключение: и ранее аптеки в самых разных регионах не раз наказывались за различные нарушения правил торговли, но всегда сумма штрафов вызывала ироническую улыбку. Скажем, в 2005 году Роспотребнадзор оштрафовал более 200 аптек на сумму около 300 тыс. руб. Сложно себе представить владельца заведения, переживающего по поводу 1,5 тыс. руб. Скорее после таких жестких санкций он лишь более отчетливо осознает свою безнаказанность.
Представители аптечных сетей, разумеется, оправдывают своих коллег. «Завышать цены свыше предельно допустимой нормы на лекарства особого смысла не имеет, потому что основной доход все равно идет не от лекарств, а от косметики и разного рода парафармацевтики – лечебных масок, биодобавок и т.д.», – сообщил «НИ» пресс-секретарь крупной аптечной сети Михаил Колосов. Впрочем, он признал, что даже если какая-то аптека рискнет чрезмерно завысить цены, обнаружить это будет довольно сложно – придется узнавать прайс-лист дистрибьютора и высчитывать наценку, а просто по ценникам это не видно.
Все это приводит к тому, что завышение цен на лекарства становится массовым явлением. Так, в Главном управлении государственного финансового контроля Москвы «НИ» сообщили, что около 80% столичных аптек завышают цены вопреки установленным нормативам. Если учесть, что в мегаполисе органы контроля более активны, чем в отдаленных регионах, средняя цифра по России – ближе к 100%. Впрочем, нижегородские проверки именно это и доказали.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?