Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Хлопонин возглавит борьбу с «левой» водкой
Новая правительственная комиссия под председательством вице-премьера Александра Хлопонина должна будет решить проблему собираемости «алкогольных денег» в бюджет. По данным Росалкогольрегулирования (РАР), каждая вторая бутылка водки в России сегодня продается без уплаты акцизного сбора в бюджет.
Координация ведомств
«Создание правительственной комиссии – серьезный шаг, свидетельствующий, с одной стороны, о серьезном отношении государства к конкретной проблеме, и с другой – о том, что в правительстве понимают, что уполномоченный орган, в данном случае РАР, в одиночку справиться с решением этой проблемы не может, необходима координация действий целого ряда ведомств», – рассказал РБК чиновник в аппарате правительства.
Борьбу с нелегальным алкоголем возглавит Хлопонин, которому с мая этого года поручено курировать отрасль (он заменил Аркадия Дворковича). В аппарате Хлопонина РБК подтвердили факт создания комиссии, но затруднились назвать министерства и ведомства, представители которых войдут в ее состав. «Вопрос в стадии проработки, – сообщили в аппарате вице-премьера. – Однако у нас уже есть предложения по мерам, которые могли бы повлиять на ситуацию».
Представители водочных компаний, опрошенные РБК, признают, что ситуация на рынке критическая. «Каких-то перспектив в части ее улучшения я пока не вижу», – заявил председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.
В пояснительной записке к проекту постановления правительства о создании правительственной комиссии (есть у РБК) подчеркивается, что ситуация на алкогольном рынке требует незамедлительных оперативных мер: «Отмечается обострение криминальной ситуации, создаваемой противоправной деятельностью недобросовестных участников рынка, которые либо успешно обходят стороной свои обязательства налогоплательщиков, либо нелегально производят алкогольную продукцию и реализуют ее по ценам, ниже установленного минимального предела. Такая ситуация во многом вызвана сложившимися условиями высоких ставок акцизов и сопутствующим этим условиям спадом производства алкогольной продукции, а также она создает риски сокращения поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации».
Акцизы растут, бюджет – нет
По данным РАР, в 2014 году доля нелегального алкоголя в России достигает 50%: это заводская водка, при производстве которой не уплачен акцизный сбор, суррогаты (например, самогон) и контрабанда из стран Таможенного союза – Белоруссии и Казахстана, где водка стоит значительно дешевле, чем в России.
Акциз на крепкий алкоголь с 2010 года вырос более чем в два раза – с 210 руб. за 1 л чистого спирта до 500 руб. в текущем 2014 году. Рост налоговой нагрузки привел к удорожанию легальной продукции в нижнеценовом сегменте: сейчас минимальная розничная цена (МРЦ) бутылки водки объемом 0,5 л установлена на уровне 199 руб. (из них 100 руб. приходится на акцизный сбор). С 1 августа МРЦ будет составлять 220 руб. за 0,5 л водки.
За первые пять месяцев 2014 года собираемость акцизов в бюджет с производителей крепкого алкоголя выросла всего на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составила 63,8 млрд руб., хотя с начала года акциз был повышен на 25%. При этом начиная с марта поступления в бюджет были меньше, чем годом ранее.
Повышение акциза обвалило рынок: легальные продажи упали на 10%, производство – на 15%, при том что уровень потребления, по мнению РАР, остался неизменным.
По оценке директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, к концу года сумма собранных водочных акцизов составит те же 133,3 млрд руб., что и годом ранее. Это будет означать, что легальное производство водки в России сократится до 73–75 млн дал. В 2013 году российские ликероводочные заводы произвели совокупно 85,7 млн дал.
«Укрупнение рынка» не помогло
В Минфине уже осознали, что, повышая и дальше ставку акциза, они вряд ли могут рассчитывать на увеличение поступления «алкогольных денег» в бюджет. Министерство предложило заморозить ставки алкогольных акцизов на 2015 год, оставив их на уровне 2014 года, хотя ранее было запланировано повышение на 20%.
Однако участники рынка настаивают на снижении ставок. «Чтобы стабилизировать ситуацию на рынке, необходимо снизить ставку хотя бы до 350 руб.», – заявил РБК глава «Синергии» Александр Мечетин. Дальнейшее повышение акцизов на алкогольную продукцию в 2015 году привело бы алкогольную отрасль к катастрофе, утверждает председатель совета директоров Nemiroff Яков Грибов.
Первая алкогольная правительственная комиссия была сформирована в октябре 2009 года под председательством вице-премьера Виктора Зубкова. С ее помощью РАР сумело продавить принятие большого пакета поправок в 171-ФЗ «О госрегулировании алкогольного рынка» в июле 2011 года, они позволили регулятору провести широкомасштабную зачистку рынка. В 2011 году, когда порядка 80% участникам рынка предстояло пройти процедуру получения новых лицензий, РАР организовала массовые проверки предприятий на предмет соответствия лицензионным требованиям, в результате которых сотням игроков пришлось уйти с рынка. По данным регулятора, проверяющие осуществили более 3,8 тыс. выездных мероприятий, после которых число операторов рынка сократилось на 22% – с 2630 до 2041. Алкогольных лицензий стало меньше на четверть – их число снизилось с 3037 до 2264. Количество спиртзаводов и ЛВЗ за 2011 год уменьшилось на 32%, до 341 предприятия. Число оптовиков сократилось на 19%, до 1690 организаций. При этом объем нелегального рынка крепкого алкоголя в 2011 году оценивался РАР в 23%, Росстат тогда же называл цифру в 36,5%.
По мнению Дробиза, создавая правительственную комиссию по борьбе с нелегальным алкоголем, государство де-факто признало провал фискальной реформы в отрасли. «Они надеялись, что, укрупнив рынок, смогут контролировать и поступления в бюджет от производства водки. Теперь они признают, что ошибались», – считает эксперт.
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.