Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 3079
Поделиться
Хлеба к обеду в меру бери
ООН предложила покупателям относиться к пище бережнее
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) начала продвигать программу, ориентированную на бережное отношение потребителей к продуктам питания. Программа под названием «Думай-Ешь-Сохраняй; Оставляй меньше пищевых следов» направлена на то, чтобы потребители не выбрасывали продукты и не гнушались непрезентабельно выглядящими фруктами и овощами. Таким образом ФАО рассчитывает бороться с ростом цен на продовольственных рынках, возникающих в том числе и из-за неэкономного потребления.
Во второй половине XX века благодаря «зеленой революции» развитым странам удалось решить проблему нехватки продовольствия, да и в третьем мире ситуация с продуктами питания серьезно улучшилась. Массовый голод сохранился разве что в отдельных странах Африки. Новые технологии в земледелии позволили существенно нарастить объемы производства и сократить цены. К примеру, в 1990-е — первую половину 2000-х годов реальные цены на питание по всему миру стабильно падали даже несмотря на стремительный рост мирового населения.
Положение несколько ухудшилось во второй половине 2000-х, когда впервые начал обнаруживаться некоторый недостаток продуктов питания в мире. Почти одновременно с глобальным финансовым кризисом произошел и кризис продовольственный, выразившийся в скачке цен на многие продукты в полтора-два раза. Отчасти это было связано с качественным улучшением потребления в развивающихся странах, в течение десяти лет переживавших небывалый рост. В какой-то мере повлияли и необузданные спекуляции на сырьевых рынках. Острая фаза финансового кризиса на некоторое время вновь опустила цены на продукты, но потом они опять начали расти.
Так, в 2007 году сводный индекс продовольственных цен ФАО находился на уровне в 130 пунктов. В конце 2008 года он достиг 230 пунктов, а в последний год колебался около отметок в 200-220 пунктов. Такие показатели наглядно демонстрируют, что продовольствие в мире — все-таки ресурс ограниченный, и наращивать потребление до бесконечности невозможно, несмотря на технологический подъем.
В первую очередь удар приходится по наиболее бедным слоям населения, которые вынуждены тратить на питание большую долю своих доходов, чем средний класс и богатые. Но если в развитых странах худо-бедно проблема решается за счет различных социальных программ (типа американских фудстемпов — карточек на питание, используемых 50 миллионами американцев), то в развивающихся государствах людям остается надеяться только на себя.
Разумеется, «умные головы» в ООН стали задумываться, как можно ответить на этот вызов. Одним из выводов по итогам этих размышлений стало мнение о том, что продовольствие потребляется неэффективно и неэкономно. Проще говоря, значительная часть продуктов выбрасывается, оказавшись не съеденной.
В целом, по подсчетам британского Institution of Mechanical Engineers, от 30 до 50 процентов всех произведенных в мире продуктов питания выбрасывается за ненадобностью. Помимо экономических потерь, следуют и экологические — на производство уходит около 550 миллиардов кубометров воды в год. Вода же, как известно, в условиях продолжающегося экономического и демографического роста является стратегически важным ресурсом.
Проблема эта касается прежде всего богатых стран Северной Америки, Европы и Азии, где продовольствие в избытке. К примеру, в США и Канаде на долю потребителей приходится потеря продуктов в объеме 100 килограммов в год на человека. В Европе — 50 килограммов, в развитых странах Азии — 40 килограммов. В Латинской Америке эта цифра падает до 20 килограммов, а в Южной и Юго-Восточной Азии, а также Черной Африке — до 10 килограммов.
Люди покупают больше, чем им нужно, по массе причин — например, из-за различных программ ритейлеров, предлагающих более масштабные закупки в обмен на снижение цен. Еще одним фактором неэффективности является то, что многие продукты не имеют товарного вида. Речь прежде всего об овощах и фруктах уродливой и неэстетичной формы. Они либо игнорируются покупателями, либо вообще не попадают на прилавки.
Именно на них и направлена новая образовательно-рекламная программа ФАО, взывающая к бережливости и социальной ответственности. Представители ООН советуют потребителям составлять списки необходимых продуктов перед тем, как отправиться в магазин, избегать импульсивных покупок и не поддаваться на рекламу, заставляющую приобретать больше еды, чем нужно. Кроме того, людям рекомендуется не брезговать фруктами и овощами только из-за их неправильной формы. В конце концов, они содержат такую же массу питательных веществ, как и их привлекательные собратья.
Следует отметить, что задолго до появления рекомендаций ФАО в Европе и США возникло движение, которое в общем и целом разделяет эту идеологию. Так называемые фриганы добровольно отправляются на помойку в поисках только что выброшенной еды, вполне годной к употреблению. Таким образом, они питаются бесплатно (отсюда и их самоназвание) и одновременно протестуют против общества потребления. Движение уже включает в себя миллионы участников по всему миру, а значит, такие ценности могут быть принятыми на ура вовсе не только из-за бедности. В общем, предложение ФАО может попасть на благодатную почву.
Однако же стоит помнить, что выбрасывание продуктов потребителями — это меньшая часть айсберга продовольственных потерь. Даже в Европе и США на уровне ритейлеров и покупателей теряется лишь 40 процентов неиспользованных продуктов. Остальное же транжирится на прочих стадиях, начиная прямо с уборки урожая. В развивающихся странах картина еще более перекошена в сторону потерь производителей: на их долю приходится 80-90 процентов перевода пищи на отходы, а по общей массе потерь бедные государства вполне сопоставимы с богатыми. Там бессмысленно расходуется примерно миллиард тонн продовольствия в год, а суммарные потери составляют чуть более двух миллиардов тонн.
В общем, для подлинного смягчения нового продовольственного кризиса за счет бережливости ФАО следовало бы в первую очередь апеллировать к производителям. В конце концов, в отличие от потребителей, они могут сократить свои потери просто за счет внедрения новых технологий.
Дмитрий Мигунов, Лента.ру
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?