Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Халяльный бум
Россию ждет исламизация пищи
Бум продаж халяльной пищи в России вызвал интерес к нашему рынку со стороны продуктовых компаний из ближневосточных стран. На этой неделе о планах по выходу на российский рынок заявил крупнейший производитель халяльной продукции в странах Персидского бассейна – компания Al Islami Foods из Дубая (ОАЭ). В арабской компании уверены, что продукты с сертификатом «халяль» будут востребованы не только среди 40 млн мусульман, живущих в России, но и среди потребителей, придерживающихся иных религиозных воззрений. Российские эксперты говорят о том, что рынок халяльной продукции в стране вырос в три раза за последние годы и имеет большой потенциал для дальнейшего роста.
По данным исполнительного директора консалтинговой компании «Ринкон-менеджмент» Константина Корнеева, халяльная продукция уже составляет не менее 10% объема продаж говядины и баранины в России. «За последние три года продажи халяль в России выросли примерно в три раза. Сейчас все крупные российские производители мяса и мясной продукции прошли сертификацию на выпуск этого вида продукции и имеют ее в своем ассортименте, – рассказал эксперт в беседе с РБК daily. – В России сертификацией занимаются центры в Москве и Казани». Но в целом емкость рынка оценить сложно, поскольку никто не делает регулярных его замеров, замечает г-н Корнеев.
Такой рост продаж не остался незамеченным и на берегах Персидского залива. Крупный производитель халяльной продукции из Объединенных Арабских Эмиратов Al Islami Foods на этой неделе объявил о планах по выходу на рынки России и стран СНГ. До сих пор экспансия компании из Дубая не распространялась дальше соседних стран Персидского бассейна и Ближнего Востока, где компания является уверенным лидером в категории халяль. «Для начала мы бы хотели занять 1% российского рынка мясной продукции. Но даже это означает, что число наших потребителей увеличится на 3 млн человек. Это больше, чем мы кормим здесь, в ОАЭ, – не скрывает восторга коммерческий директор Al Islami Foods Азиз Ираки. – На российском рынке сегодня не хватает производителей настоящей халяль-пищи, и для нас это великолепная возможность».
По словам г-на Ираки, руководить продажами в Восточной Европе Al Islami Foods будет из офиса в Дубае. В России компания выберет местного дистрибьютора и логиста, хорошо знающего местный рынок. Компания планирует за первые два года работы выйти на уровень продаж от 30 млн до 55 млн долл. в год. Для обеспечения экспансии в Россию Al Islami Foods строит крупный завод в Дубае с производственной мощностью 1,5 тыс т продукции в месяц. Азиз Ираки говорит, что для российских потребителей будут предложены аутентичные продукты компании, однако Al Islami готово подстраиваться под местные гастрономические привычки населения и менять рецептуру специально для России.
В продуктовом портфеле Al Islami – широкая линейка продуктов: от замороженного мяса до продуктов мясопереработки, овощной консервации и сыров. Компания также владеет сетью халяльного фастфуда Al Farooj Fresh, специализирующейся на халяльной шаурме и куриных наггетсах.
Al Islami Foods имеет несколько заводов, на которых они перерабатывают сырье из Бразилии, США и других стран. Но большую часть продукции для них пакуют в других странах. Это крупная маркетинговая компания, которая очень сильно капитализировалась на бренде, говорит президент компании AgriFood Strategies Альберт Давлеев. Этот бренд очень яркий с точки зрения ислама и маркетинга. Если этот бренд придет в Россию, то он станет успешным, уверен г-н Давлеев.
Для Al Islami есть уникальные ниши на российском рынке – продукты глубокой переработки. К примеру, халяльные куриные наггетсы или бургеры. В России есть эти продукты, но нет халяльных. Дополнительным конкурентным преимуществом является страна происхождения этой продукции.
«Но пустят ли эту продукцию в Россию с точки зрения санитарно-ветеринарных требований?», – сомневается эксперт. Заводы-поставщики сырья для Al Islami должны быть сертифицированы российскими ветеринарными службами.
Ниша халяльной пордукции довольно быстро трансформируется в рыночный сегмент, подчеркивает г-н Давлеев. Еще в конце 1990-х годов в Москве халяльной продукцией торговали восемь киосков, расположенных рядом с мечетями. Сейчас в России по стандартам халяль, по оценке Альберта Давлеева, производится порядка 1,3 млн т мяса птицы, говядины, баранины и продуктов их переработки, но только 0,5 млн т из них сертифицированы и соответственно промаркированы. Уже сейчас создаются предприятия, которые на 100% ориентированы на халяльную продукцию. В ближайшие два-три года российское производство увеличится до 1,5 млн т, прогнозирует г-н Давлеев. Но импортной халяльной продукции довольно мало, добавляет он.
Комментируя растущий интерес россиян к халяльным продуктам, председатель комитета по стандартам халяль духовного управления мусульман республики Татарстан Марат Низамов сетует на то, что в стране нет подготовленных специалистов для производства такой продукции. «Халяль – это не просто знак сертификации пищевых продуктов, это – бренд Аллаха, поэтому мы должны распространять его по всему миру, – считает г-н Низамов. – В последнее время много говорят про становление индустрии халяля, однако в России реально не хватает специалистов для производства такой продукции». По его словам, уже в следующем году в программе Российского исламского университета появится предмет «халяль», кроме того, соответствующие знания будут получать и учащиеся некоторых медресе.
Халяльные продукты питания включают в себя основные виды мяса птицы, говядину, баранину. Одно из главных условий производства халяльной продукции – оно должно быть исключительно чистым (чтобы в условиях жары продукты не пропадали). Поэтому во многих странах мира, в том числе в России, халяльная продукция воспринимается не как религиозный продукт, а как более качественный с точки зрения производства, обработки и условий ее хранения, отмечает Альберт Давлеев. Религия их не интересует.
По подсчетам эксперта, половина крупных производителей мяса птицы в России уже сертифицирована в России на производство халяльной продукции.
«Халяльная продукция примерно на 5–15% дороже обычно, что связано с дополнительными расходами на организацию процесса производства. К тому же халяльную продукцию нельзя хранить и перевозить вместе с обычной, что требует дополнительных расходов на логистику», – считает г-н Давлеев.
Денис Пузырев, Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?