Декоративное изображение
5 082

Поделиться

Халяль и кашрут: тренд на российском рынке

Спрос на конфессиональные продукты в последнее время неуклонно растет. И дело здесь не только в религиозных предпочтениях или диетарных традициях населения.

А в том, что такого рода товары готовы удовлетворить те требования потребителей, которые обычные, после отмены обязательной сертификации, зачастую удовлетворить уже не могут. А именно – предоставить гарантию качества.

Сегодняшние реалии

Для современного потребителя здо­ровье и безопасность сегодня стоят на первом месте. В свою очередь халяльные и кошерные продукты нередко позици­онируются как наиболее экологически чистые. В результате спрос на них увели­чивается. Можно сказать, что сегмент «ре­лигиозных» продуктов становится новым модным брендом, ведь их приобретают не только иудеи и мусульмане.

«Халяльные продукты покупают люди и далекие от всех религий, и в последнее время, после заявлений некоторых иерар­хов православной церкви, православные верующие, – отмечает уполномоченный Совета муфтиев России по контролю над производством и торговлей халяль-про­дукции Жафар Азизбаев. Причины это­го в разъяснительной работе, проводимой просвещенными имамами и людьми, при­общенными к этому бизнесу. Но также в большей по сравнению с обычными про­дуктами безопасности».

Рост популярности подобной продук­ции, действительно, достаточно заметен в последние годы.

«Полагаю, что это связано как с уси­лением тренда к национальной и конфес­сиональной самоидентификации, с одной стороны, так и с ростом интереса к этни­ческой кухне и общим трендом увлечения идеей здорового питания, – уверен ана­литик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. Естественно, популяризация стала возможной, в первую очередь, в ре­зультате роста реальных располагаемых доходов, так как подобная продукция в среднем существенно дороже».

Обеспеченное качество

Судя по тому, что компании – произво­дители продуктов питания все чаще объ­являют о получении сертификата, халяль или кашрут пользуются стабильным спро­сом. Так, уже третий год компания «Арта» выпускает кошерные джемы. Для произ­водства варения по законам кашрута ком­пания отдала свою вторую линию.

«Продукция кашрута (халяль) явля­ется одним из экологически чистых про­дуктов на рынке на сегодняшний день. Приобретая данный товар, покупатель в первую очередь заботится о здоровье сво­их детей и близких, так как в данной про­дукции не используются консерванты, ста­билизаторы и другие добавки, – поясняет генеральный директор ООО «Арта» Свет­лана Артамонова. Наша продукция вы­пускается согласно ГОСТу, поэтому на весь ассортимент мы получаем сертификат со­ответствия. Тем самым подтверждаем ка­чество продукта».

Большинство крупных игроков рынка продуктов питания уже получили серти­фикат кошерности на свои продукты. Это такие известные отечественные бренды, как «Макфа», «Русское Море», «Кри­сталл», «Российские семена», «Русский стандарт», «Победа вкуса», «Балтика», «Ногинский пищевой комбинат», «Не­вская сушка», «Коломенский молочный завод». Символ «кашрут» есть на про­дукции мировых торговых марок Snapple, Domino, Tropicana, Maxwell House, Kraft Foods, Post. Службы сертификатов кашру­та уже более 70 лет выдают свои разреше­ния на более 300 000 продуктов в более 90 странах. Однако в России такая сертифи­кация проводится всего восемь лет.

«Если пять лет назад был только один завод, который получил сертификат «кашрут», сейчас их несколько сотен и на них производится несколько тысяч наиме­нований продукции, – рассказывает глава Департамента кашрута при главном рав­винате России Иосиф Верзуб. Причем эти продукты не маскируются, а скорее наоборот – рекламируются. При этом сре­ди покупателей не только евреи. Сегодня все больше людей в России понимают, что продукт, изготовленный под тщательным контролем, имеет высокое качество».

Более того, многие крупные произво­дители получают сертификат для выхода за пределы российского рынка. Кошерную продукцию, предназначенную на экспорт, выпускают «Балтика», «Победа вкуса», «Макфа». Сертификат «кашрут» дает ком­пании возможность экспортировать свою продукцию на внутренний рынок Израи­ля, Америки, Европы и в другие страны, где доверяют независимой сертифика­ции и ценят кошерную продукцию. Так, американский рынок кошерных товаров на сегодняшний день оценивается в 12,5 млрд долл. Предполагается, что сумма до­стигнет 13 млрд к 2013 году. По данным департамента сельского хозяйства штата Нью-Йорк, кошерная продукция развива­ется быстрее любой другой отрасли пище­вой индустрии с темпом роста 12,5% еже­годно.

«Сертификат кошерности на выпуска­емые ОАО «Макфа» макаронные изделия МAKFA, «СМАК», Grand di Pasta, крупы и муку МAKFA мы подтверждаем каждый год начиная с 2007 года, – говорит началь­ник экспортного направления ОАО «Мак­фа» Сергей Комаров. Необходимость получения этого сертификата в свое время была вызвана подписанием контракта на поставки продукции в Израиль».

По его словам, для многих потреби­телей знак кошерности на продукте обо­значает еще и его обеспеченное качество, чистоту и полезность.

Кошерные продукты попадают в груп­пу экологически чистых, которые сейчас в большой моде, тем не менее прямого вли­яния на рост объемов производства нали­чие сертификата кошерности или халяль­ности продукта не оказывает.

Основная цель получения таких сер­тификатов – подтверждение уровня сво­его продукта, снятие барьеров – если та­ковые существуют – в восприятии твоего продукта людьми, строго придерживаю­щимися каких-то традиций в употребле­нии пищи. Сертификат распространяется на всю нашу продукцию, поэтому в общих объемах продаж выделить «кошерное на­правление» сложно, – заявляет Сергей Комаров.

Часть нашей продукции имеет серти­фикат кошерности. Но специально мы не отслеживаем потребителей данной кате­гории. Учитывая наши объемы, это слиш­ком узкий для нас сегмент, – частично подтверждает его слова Мила Ротынских, руководитель пресс-службы ГК «Русское море».

Помимо кошерных, значительную долю на российском рынке занимают ха­ляльные продукты питания, наибольшая часть в объеме которых приходится на ку­риное мясо. В России производится поряд­ка 50 тыс. т такого куриного мяса ежегод­но, примерно на этом же уровне находится объем импорта. Основными импортера­ми халяльных кур выступают Франция и Бразилия. Крупными отечественными производителями халяльной продукции являются «Приосколье», «Турбаслинские бройлеры», «Майкопская птицефабри­ка», «Челны-Бройлер», «Элинар-Брой­лер». Помимо кур, в России производится халяльная говядина, в целом в месяц вы­пускается примерно 1000 т такого мяса крупного рогатого скота. Производство халяльных продуктов питания в значи­тельной степени локализовано, отмечает Максим Клягин. Сейчас сертифицирован­ных предприятий всех видов чуть больше 200, а пять лет тому назад было на поря­док меньше.

«Россия повторяет путь, пройденный американцами. Учтите, ряд предприятий потерпели неудачу (Раменский МК, Пуш­кинский МД, Пермская кондитерская), – подчеркивает Жафар Азизбаев. Тем не менее количество российских компаний, заходящих на рынок производства про­дукции халяль, постоянно растет. Это об­условлено как перспективами экспорта мяса птицы на Ближний Восток, так и ра­стущим внутренним спросом на подобно­го рода продукцию».

Удовлетворяя потребителей

Обстановка на рынке конфессиональ­ных продуктов сегодня напоминает ситу­ацию с обычными продуктами в начале 1990-х. Несмотря на все сложности, раз­витие ускоряет шаг. Например, если еще недавно конфессиональный ассортимент был хаотичным, то сейчас он стабилизиру­ется. Ритейлерам наличие такой «экзоти­ческой» продукции на полках добавляет привлекательности в глазах потребите­лей, так как демонстрирует лояльность к покупателям.

«Крупные сети относятся к кошер­ной продукции благожелательно, так как благодаря качеству продукта магазины поднимают свой рейтинг на рынке продуктов питания», – полагает Светлана Артамонова.

Сети, вводя религиозную продукцию в свой ассортимент, в первую очередь реагируют на спрос со стороны своих покупателей.

«В ассортименте гипермаркетов сети «Лента» в Тюмени и Набережных Челнах представлено несколько наименований халяльных продуктов, – сообщает менеджер по PR Компании «Лента» Яна Могилева.Нельзя сказать, что они пользуются большим спросом, но мы учли пожелания наших клиентов и расширили ассортимент. В апреле халяльные товары (курица и мясо) появились в астраханском магазине сети. В целом для нас ввод ха­ляльных/кошерных товаров не способ по­высить продажи, а удовлетворить потреб­ности наших покупателей, предоставив им возможность приобретать важные для их жизнедеятельности продукты».

В «Метро Кэш энд Керри» представ­лен ассортимент халяльной продукции, который имеет своего почитателя и свой особенно активный регион продаж. Например, Татарстан, Башкирия и южные регионы России.

«Ассортимент халяльной продукции в сети представлен в виде охлажденной халяльной баранины, говядины и курицы. Кошерная продукция отсутствует в нашей сети, – говорит руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям «Метро Кэш энд Керри» Оксана Токарева. Рынок халяльной продукции развивается, и доля данного сегмента растет из года в год. Ры­нок кошерных продуктов развит слабо, так как со стороны конечного потребителя к нему невысокий интерес».

«Для российского массового рынка сейчас это тема скорее модная, чем необхо­димая. Для нас сейчас не очень интересно развивать кошерный ассортимент, так как нет большого спроса, – продолжает руко­водитель PR-департамента сети гипермар­кетов REAL Елена Асанова. Мы больше сфокусированы на ассортименте халяль­ной продукции. В основном это мясные продукты и птица, на следующем этапе мы возьмемся за сыры и колбасы. Импорта в этом сегменте достаточно, но он не массо­вый для халяля, так как спрос родил пред­ложение всего несколько лет назад. Тем не менее более узкие продуктовые сегменты пока полностью закрыты импортом. На­пример, халяльный сыр в сети REAL будет привозным. В России мы не нашли серти­фицированного производителя».

Перспективы рынка

Несмотря на довольно прохладные от­зывы, ритейлеры признают, что спрос на такую продукцию потихоньку растет, а со­ответственно магазины в ней заинтересо­ваны.

«Многие сети начинают формировать предложение по продуктам, имеющим религиозную направленность. В нашей сети представлены продукты как Халяль (мясо и птица охлажденные и свежеморо­женые), так и Кошер (колбасные изделия, молочная продукция, хумусы, маца), – го­ворит Игорь Ядрошников, пресс-секретарь сети супермаркетов «Азбука Вкуса». Без­условно, спрос на такую продукцию есть, и он еще долго не будет полностью удов­летворен. Так как предложение данного ассортимента очень нестабильно. Наи­более привычные продукты для наших покупателей – это хумус и маца, которые присутствуют на российском рынке уже много лет».

Ситуация на рынке конфессиональных продуктов сегодня сложилась двоякая. Мешает развитию рынка уровень спроса – мало прямых потребителей. Во вторую очередь объем предложения – на рынке мало производств, способных предложить продукцию, произведенную с учетом всех нюансов и особенностей товара.

Безусловно, большим сетям интересны крупные универсальные контракты. Одна­ко если продукция одного и того же про­изводителя, одного и того же ассортимен­та может продаваться в разных отделах, разных магазинах сети, им это интересно, полагают эксперты. Под эту категорию подпадают макаронные изделия, крупы, бакалея, которые ряд сетей выкладывает на полки, даже не задумываясь о том, что продукция одновременно попадает в раз­ряд «конфессиональных». Пока ни про­изводители, ни продавцы не в состоянии обеспечить спрос на кошерные продукты. Приходится искусственно стимулировать спрос, продавая кошерные продукты как обычные, собственно какими они и явля­ются с одной стороны.

А ведь появление товаров немассового производства, как правило, увеличивает оборот. Впрочем, сети к этому, несомнен­но, придут. Стеллажи с халяльной продук­цией присутствуют в «Бахетле», «Реале», «Метро» и «Ашане». Постоянные или вре­менные стенды с кошерной продукцией есть в сетевых магазинах «Радуга», «Па­тэрсон», «Алые паруса», заинтересованы в таких продуктах сети премиум-класса «Аз­бука Вкуса» и «Глобус Гурмэ». По оцен­кам экспертов, сегодня объем российского рынка кошерных продуктов составляет около 5 млн долл.

Несмотря на большие перспективы, уро­вень конкуренции здесь остается сравни­тельно комфортным. Российскому произ­водителю есть где развернуться, тем более что раньше на рынке хозяевами были за­рубежные производители, сегодня импорт ритейлерам интересен куда меньше, тем бо­лее при неустойчивом курсе евро и доллара.

«Рынок кошерных и халяльных про­дуктов еще достаточно слабо развит, отечественные производители только начинают развивать это направление, – обрисовывает ситуацию Игорь Ядрош­ников. А импортеров, работающих с данным ассортиментом, пока в России очень мало – наиболее активны Израиль и Германия, но они также сталкиваются с трудностями в получении аккредитации в Россельхознадзоре. Рынок данной направ­ленности набирает обороты, возможно в ближайшем будущем в супермаркетах по­явятся специализированные отделы».

Рынок халяльных продуктов зреет, но и уже не находится в зачаточном состоянии, уверен Жафар Азизбаев. Если говорить про мировой рынок продуктов халяль, то он развивается очень динамично и состав­ляет примерно 5% мировой торговли про­довольствием. Рост идет как за счет вхож­дения в него новых секторов, так и за счет спроса, который формируют не только более 1,5 млрд мусульман, но и широкий круг потребителей немусульман.

В таком же положении и кошерный сегмент. Специализированные кошерные магазины и отделы в супермаркетах пока еще составляют в общей массе торговой сети незначительный процент, чтобы иметь влияние на рынок. Но производи­телям уже есть что им предложить, и при более активном развитии этого сегмента торговли они уверены, что смогут удовлет­ворять любые объемы.

unipack.ru 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами