Декоративное изображение
2 774

Поделиться

Х5 задалась спросом

Ритейлер предсказал сокращение потребления

Вчера X5 Retail Group, крупнейший по выручке продуктовый ритейлер в России, заявила о том, что на фоне «ухудшения макроэкономической ситуации в стране» сокращается потребление продуктов. Компания даже изменила прогноз по темпам роста выручки — с 40% по итогам года до 35%. Заявление обрушило котировки X5 на LSE на 10%.

«На фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране» X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) изменила прогноз роста выручки в 2011 году с 40% до 35% в рублях. «Сокращение потребления…— тренд, который наблюдается на всем рынке российской продуктовой розницы»,— заявила вчера Х5 после публикации операционных результатов за третий квартал и девять месяцев 2011 года. Ухудшение макроэкономической ситуации в стране может усилить снижение покупательской активности в четвертом квартале и в дальнейшем, считают в Х5. Это также негативно повлияет на уровень маржи в 2011 году, сообщил ритейлер.

Рост продаж Х5 в третьем квартале составил 32% в рублях, а по итогам девяти месяцев — 40%, до 329,166 млрд руб. В четвертом квартале рост окажется на уровне 20%, заявил гендиректор Х5 Андрей Гусев в ходе вчерашней телефонной конференции с инвесторами. Сопоставимые продажи (в тех же магазинах) в третьем квартале увеличились всего на 4% (во втором квартале — на 10%, в первом — на 12%), по итогам девяти месяцев — на 9%. Это объясняется как снижением среднего чека, так и оттоком покупателей, уточнили в Х5.

Компания снизила прогноз по капзатратам на этот год с 35 млрд руб. до «более 30 млрд руб.». Это не связано с тем, что Х5 откроет меньше магазинов, чем планировала, удалось сэкономить, подчеркнул господин Гусев. В этом году Х5 рассчитывает увеличить сеть на 540 магазинов.

Чистая розничная выручка Х5 за 2010 год с учетом «Копейки» — $13,047 млрд. Крупнейший акционер с 47,86% акций — «Альфа-групп». На 30 сентября компания объединяла 2,785 тыс. магазинов.

X5 продемонстрировала «заметную отрицательную динамику» по отношению к результатам прошлых кварталов во всех форматах, написал в своем отчете «ТКБ Капитал». Несмотря на тот факт, что темпы роста среднего чека остаются более или менее стабильными (плюс 8% год к году в рублях), все форматы X5 пострадали от оттока трафика. «Компания объясняет это замедлением темпов роста российского рынка ритейла, хотя данные федеральной статистики предполагают реальные темпы роста продаж продовольствия»,— сомневаются аналитики «ТКБ Капитала».

Сокращения потребления нет, уверен гендиректор сети «Магнит» Сергей Галицкий. Вице-президент «Дикси» Федор Рыбасов также называет текущий покупательский спрос стабильным. «Мы не можем на фоне роста заработных плат на начало года говорить о снижении покупательской активности. Низкие темпы инфляции по сравнению с прошлым годом в связи с хорошим урожаем — вот что повлияло на результаты ритейлеров в России»,— считает господин Галицкий.

По данным Росстата, в сентябре этого года по сравнению с августом продуктовая дефляция составила 0,6%, аналогичный показатель за прошлый год — 1,6% инфляции. За период с декабря 2010 года по сентябрь 2011-го инфляция, по данным Росстата, составила всего 2,1%, в то время как за десять месяцев, завершившихся в сентябре 2010 года,— 8,4%. «В период массового поступления на потребительский рынок продукции нового урожая значительно подешевели овощи»,— пишет в своем отчете Росстат: в сентябре цены на картофель снизились на 25,4%, на морковь и репчатый лук — на 20,9% и 20,6% соответственно, свеклу — на 16,5%, капусту свежую — на 14,1%. Фрукты и цитрусовые в среднем стали дешевле на 2%, в том числе виноград — на 14,1%. Топ-менеджер другой сети заметил, что часть покупателей стала делать покупки на открытых рынках, где впервые за последние годы некоторые продукты стоят дешевле, чем в магазинах. Стоимость «минимального набора продуктов питания» в среднем по России в конце сентября 2011 года составила 2,409 руб. в расчете на месяц: минус 4,1% к августу и минус 6,5% с начала года, сообщает Росстат.

На негативные тенденции на рынке указывает снижающаяся маржа продуктовых сетей в первом полугодии: рентабельность по EBITDA Х5 снизилась до 6,9% против 7,3% годом ранее, «Магнита» — до 6,5% против 7,3%, «О’кей» — до 6,5% против 8,5%. С начала августа продуктовые сети дешевеют на бирже: самое сильное падение — у Х5, которая потеряла на LSE 42,4% стоимости, наименьшее — у «Седьмого континента», подешевевшего на ММВБ на 34,3%. После вчерашнего заявления капитализация Х5 снизилась сразу на 10%, до $6,57 млрд. При этом котировки основных конкурентов Х5 выросли: «Магнит» и «Дикси» подорожали на ММВБ на 0,7% и на 0,4% соответственно.

Кристина Бусько, КоммерсантЪ

 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами