Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Х5 протянется на запад и восток
Крупнейший в России ритейлер поменял стратегию
Вместе с новым менеджментом Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) получила новую стратегию. Крупнейший акционер «Альфа-групп» рассчитывает в течение двух лет объединить Х5 с профильным иностранным игроком, например немецкой Metro или турецкой Migros. Новый гендиректор X5 Андрей Гусев, бывший глава департамента M&A, объявил ключевым сотрудникам, что крупные сделки внутри страны компанию больше не интересуют.
Образовавшаяся в 2006 году путем слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток» Х5 Retail Group практически сразу после этой сделки объявила себя главным консолидатором разрозненного российского ритейла. С тех пор компания придерживалась выбранного пути: с 2006 года Х5 сделала десять сделок в Москве и регионах, крупнейшими из которых стали покупка гипермаркетов «Карусель» за $940 млн в 2008 году и дискаунтеров «Копейка» за $1,7 млрд в декабре 2010-го. В марте Х5 покинул ее бессменный руководитель Лев Хасис, а его место занял Андрей Гусев, директор департамента M&A.
Одновременно со сменой руководства изменилась и стратегия развития Х5, рассказали «Ъ» два сотрудника компании: Х5 откажется от серьезных вложений в M&A в России, а приоритетом для ритейлера станет органический рост. Собеседники «Ъ» уточнили, что возможны только небольшие локальные сделки. Такое направление развития Андрей Гусев огласил около двух недель назад в ходе заседания исполнительного комитета Х5. Сейчас компания меняет состав отдела развития: с середины марта директором этого департамента Х5 назначен Игорь Плетнев, ранее курировавший развитие «Копейки» в регионах, возможны и другие рокировки.
В Х5 от официальных комментариев отказались.
X5 Retail Group на 31 декабря 2010 года управляла 2,469 тыс. магазинов в России и на Украине. Чистая розничная выручка за 2010 год с учетом приобретенной в конце 2010 года сети «Копейка» — $13,047 млрд. По данным на сайте, 47,9% X5 принадлежит «Альфа-групп», 19,8% — у основателей сети «Пятерочка», 1,9% — у менеджмента, 0,1% — казначейские акции, еще 30,3% торгуются на Лондонской фондовой бирже (LSE). Капитализация на LSE вчера — $11,313 млрд.
Высокопоставленный сотрудник «Альфа-групп» подтвердил «Ъ» новый план развития. «Органическое развитие обходится дешевле. Задача — научиться открывать магазины так же быстро, как это делает «Магнит»»,— говорит он. Краснодарский «Магнит», который является вторым по выручке продуктовым ритейлером в России после Х5, в прошлом году самостоятельно открыл 827 магазинов. Х5 увеличилась на 1097 объектов, но самостоятельно открыла только 437 торговых точек, остальные магазины обеспечены покупкой «Копейки». По подсчетам UBS, открытие арендованного дискаунтера обходится в среднем в 80–90 тыс. руб. на 1 кв. м, каждый магазин «Копейка» обошелся Х5 примерно в 111 тыс. руб. на 1 кв. м. Кроме этого, у Х5 высокий долг: после завершения сделки с «Копейкой» соотношение долг/EBITDA составит примерно 3,6. «Комфортным для бизнеса я бы назвала уровень в 2–2,2 долг/EBITDA»,— говорит аналитик «ВТБ Капитала» Мария Колбина.
Несмотря на переориентацию Х5 на самостоятельное открытие магазинов, у Андрея Гусева будет возможность использовать свой опыт в M&A: в течение ближайших двух лет «Альфа» хотела бы сделать Х5 частью международной розничной компании, говорит собеседник «Ъ» в консорциуме. Один из вариантов — объединение Х5 с европейским ритейлером средней величины. Другая возможность — создание совместного предприятия с крупным иностранным игроком именно в России. «Такие сделки успешно опробованы в наших телекоммуникационных и нефтяных активах»,— объяснил он. Слияние обсуждалось с Metro Group (ее капитализация на вчера — $22,5 млрд), признал он: исходя из текущей стоимости Х5, «Альфа-групп» может обменять свою долю (стоит $5,4 млрд) примерно на блокпакет в головной компании Metro. Ранее представители Metro Group не подтверждали переговоры с Х5 (см. «Ъ» от 23 марта).
«Альфа» может рассмотреть партнерство и с компаниями поменьше, продолжает он, например, с турецкой Migros Turk — ее капитализация на Стамбульской бирже вчера составляла всего $4,1 млрд. В Migros на запрос «Ъ» не ответили. Сейчас турецкий ритейлер объединяет 1920 магазинов, в том числе за пределами Турции — в Азербайджане, Казахстане, Македонии и Киргизии. Источник в «Альфа-групп» подчеркивает, что предметных переговоров сейчас ни с кем не ведется и он говорит только о вероятном развитии событий.
Официальные комментарии в «Альфа-групп» не предоставили.
Кристина Бусько, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?