Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Х5 пошла за покупками в Сибирь
Ритейлер просит ФАС одобрить поглощение сети «Холидей Классик»
Как стало известно “Ъ”, крупнейший российский ритейлер Х5 Retail Group может купить третью по величине региональную сеть «Холидей Классик», включающую 219 магазинов в Сибири. Одна из последних независимых региональных сетей такого масштаба может обойтись Х5 более чем в $500 млн, но обеспечит ей лидерство на ключевом для продуктовых ритейлеров рынке.
Вчера Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.) подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на покупку 12 юридических лиц, входящих в новосибирскую группу «Холидей Классик», сообщил “Ъ” источник в Х5. В том числе компания просит одобрить приобретение до 100% компаний H.S.R. Holiday Siberiada Retailing Group Ltd (по данным «СПАРК-Интерфакса», ей принадлежит 99,92% головного ООО «Компания Холидей») и Fillmark Investments Ltd (владеет остальными 0,08%).
Группа «Холидей Классик» в марте объединяла 219 магазинов под брендами «Холидей Классик», «Сибириада», «Кора», «Палата», «Турне» в Сибирском федеральном округе. Общая площадь объектов под ее управлением превышает 129 тыс. кв. м. По данным Infoline, в 2010 году сеть занимала 13-е место среди крупнейших российских продуктовых сетей и 3-е место среди региональных ритейлеров с выручкой около $760 млн.
Совладельцы «Холидей Классик» – Николай Скороходов и Александр Мамут – подтвердили переговоры с Х5, но подчеркнули, что «никаких подписанных документов пока нет». Директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов подтвердил только подачу заявки в ФАС, добавив, что «без получения позитивного ответа на запрос вести практические переговоры с компанией не имеет смысла». Получить комментарий в ФАС вчера вечером не удалось.
Аналитик «Уралсиба» Тигран Оганесян оценил «Холидей Классик» в шесть-восемь EBITDA, которая в 2011 году составляла около $65 млн. Таким образом, весь бизнес сети может стоить до $520 млн. После вычета долга (примерно $200 млн, по данным на март 2011 года) стоимость акционерного капитала компании составит $250–300 млн.
На конец марта под управлением Х5 Retail Group находилось 3139 магазинов. Выручка в 2011 году – $15,39 млрд. Контролирующий акционер – «Альфа-групп» с 47,86% акций. Капитализация вчера на Лондонской бирже – $6,27 млрд.
Среди бенефициаров «Холидей Классик» – фонды Russian Retail Growth Fund (RRGF; соинвесторами выступают Виктор Вексельберг и Александр Мамут) и Lovenco (управляется Aquila Group), которым на двоих принадлежит немногим меньше 23%. Около 4% контролирует напрямую господин Мамут. Остальные акции принадлежат топ-менеджерам и основателям сети, в том числе председателю совета директоров Николаю Скороходову.
Господин Скороходов уточнил, что весь переговорный процесс с Х5 контролирует компания Svarog Capital, управляющая RRGF. Управляющий партнер Svarog Capital Олег Царьков утверждает, что Х5 не единственный претендент, но уточнить имена других переговорщиков отказался. Совладелец «Магнита» Сергей Галицкий сказал вчера “Ъ”, что «смотрел на сеть “Холидей Классик” два-три месяца назад, но не устроила цена». «Магнит», в отличие от Х5, уже работает самостоятельно в Сибири: по данным на конец 2011 года, у компании здесь работали 56 магазина у дома и один косметический магазин «Магнит Косметик». Но до сих пор самые сильные позиции в регионе занимают местные игроки: помимо «Холидей Классик», который сейчас является лидером на рынке, здесь оперирует сеть «Мария-Ра» (по итогам 2011 года насчитывала 371 магазин; выручка в 2010-м оценивается Infoline в $740 млн).
В начале года Х5 отстала по темпам роста от ближайших конкурентов: по итогам первого квартала 2012 года розничная выручка Х5 увеличилась всего на 4,4%, до 116,9 млрд руб. ($3,862 млрд). Для сравнения: продажи «Магнита» выросли на 34%, до 100,6 млрд руб. ($3,323), «О`кей» – на 29,4%, до 26,3 млрд руб. ($869,2 млн). «Покупка “Холидей Классик” не даст мгновенного роста выручки, полный эффект может быть заметен спустя годы»,– отмечает Тигран Оганесян. При этом долговая нагрузка Х5 сейчас высока, предупреждает он: соотношение долг/EBITDA находится на уровне 3,6.
Евгения Перцева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?