Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Кассы самообслуживания идут в гипермаркеты
В гипермаркетах Петербурга могут появиться кассы самообслуживания, в которых покупатели самостоятельно сканируют товар и оплачивают его, не контактируя с кассиром. Как следует из результатов опроса, подготовленного социологами СПбГУ, услугами этой системы, давно применяемой в Европе, воспользовались бы 40% горожан. Если, конечно, ритейлеров не отпугнет латентная клептомания, свойственная нашим согражданам.
Системы самообслуживания уже несколько лет внедряют в магазинах Европы и остального мира. Как рассказали сегодня журналистам представители итальянской компании New Vision Inco, которая производит одну из моделей таких касс, сейчас, например, ими оборудованы многие гипермаркеты сетей Auchan и Tesco, причем в некоторых магазинах на таких аппаратах совершается примерно 50% всех покупок. Существует несколько систем самообслуживания. Например, в магазинах могут установить специальные кассы самообслуживания, больше похожие на офисные МФУ: набрав продукты в корзину, покупатель подходит к такой кассе и самостоятельно прогоняет товар через сканер, а затем оплачивает покупку через банковскую карту. Есть другой вариант: клиент ходит по магазину со специальным считывающим устройством и, кладя в корзину, считывает с товара данные; при этом платит за покупку по стандартной схеме – отдавая деньги или карту кассиру. Наконец, существует и третий вариант: покупатель подходит с выбранным товаром к работнику магазина, тот сканирует товар и выдает чек, но расплачивается покупатель самостоятельно через специальный терминал. При этом он не может выйти из магазина до тех пор, пока не оплатит покупку, – блокирующий шлагбаум открывается только после перевода всех денег.
Для того, чтобы понять, насколько будут востребованы среди петербуржцев такие системы самообслуживания, специалисты Санкт-Петербургского государственного университета провели по заказу компании New Vision Inco социологическое исследование. Как рассказал сегодня журналистам научный руководитель этого проекта профессор СПбГУ Дмитрий Гавра, опрос проводился с 6 июля по 3 августа 2011 года на выходах из магазинов 6 сетей – «Норма», «О`Кей», «Перекресток», «Карусель», «Ашан» и «Лента». Всего в рамках проекта вопросы были заданы 1111 покупателям. При этом магазины сети «Пятерочка» в проекте не участвовали – как объяснил Дмитрий Гавра, руководство сети просто отказалось пускать специалистов проекта на территорию торговых площадок. Справедливости ради нужно сказать, что, если бы «Пятерочка» все же приняла бы участие в опросе, то результаты, возможно, были бы иными.
Исследование только статистически подтвердило то, что уже известно на практике. Так, по словам Дмитрия Гавры, проект показал, что большинству опрошенных (25%) в магазине не нравятся очереди. 20% петербуржцев не устраивают плохие условия магазина – духота, теснота и грязь. Чуть меньше граждан возмущают высокие цены на продукты – их число составляет 14,3% от тех, кого поймали на выходе исполнители проекта. Низкое качество продуктов не понравилось лишь 9%, а на плохую работу персонала пожаловались 5% опрошенных.
Одна и та же очередь оценивается клиентами по-разному, в зависимости от того, спешит ли куда-то человек или нет. Но в целом обычно «большой» называют очередь, в которой стоят 4 и более покупателей. Наконец, выяснилось, что у мужчин очереди обычно вызывают большее раздражение, нежели у женщин, хотя обычно представительницы слабого пола считаются более эмоциональными.
Естественно, что, когда граждан, измученных очередями, спрашивали, будут ли они рады, если проблему очередей попробуют решить с помощью новейших технологий, вроде касс самообслуживания, то большинство, сгибаясь под тяжестью пакетов, говорили: «да» (39,6% опрошенных). 11,3% находили в себе силы не поддаваться эмоциям и трезво замечали, что воспользуются новой услугой только в том случае, если очередь в обычную кассу будет слишком большой. А 21,3% признались, что останутся верны традиционной системе.
Правда, по мнению опрошенных «Фонтанкой» экспертов, не совсем понятно, не станет ли препятствием для внедрения касс самообслуживания латентная клептомания, свойственная нашим согражданам: ведь при таком механизме велик соблазн не пропустить через сканер пару товаров, сделав это незаметно от видеокамер. Что касается Европы, то, как уверил представитель компании New Vision Inco, после внедрения касс самообслуживания количество краж из магазинов там не увеличилось, а среди сотрудников даже уменьшилось по вполне естественной причине – их просто стало меньше.
Отметим, что в России, по признанию представителей New Vision Inco, пока нигде нет касс самообслуживания. Единственное исключение – это магазины сети «Ашан» в Калуге, Пензе и Новосибирске, где действует системы раздельного оформления товара: сначала продукты сканируются сотрудниками гипермаркета, а потом посетитель самостоятельно оплачивает покупку у специальных стоек. Причем сделать он это может двумя путями – либо ввести купюры в автомат, либо по банковской карте. После этого клиенту выдается чек со штрихкодом; этот штрихкод нужно приложить к турникету, чтобы выйти из магазина. По сообщению самого «Ашана», после введения этой системы время, которое тратится на сканирование товаров, снизилось на 15 – 20%, на оплату – на 20 – 30%, а общая экономия времени составила 40%.
Но в целом петербургские ритейлеры, по их собственному признанию, пока не спешат устанавливать у себя системы самообслуживания, хотя и знакомы с этой системой. Что касается возможного роста числа краж, то, как, например, полагают в сети магазинов «Лэнд», «вне зависимости от формата касс их уровень, скорее всего, останется на прежнем уровне». Отметим, что, согласно статистике, в Европе потери от краж составляют 1 – 3% от товарооборота. В России эта цифра в 10 раз больше – около 10% от товарооборота.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.