Декоративное изображение
2 811

Поделиться

Карточки не принимаются

Безналичным расчетам мешает отсутствие инфраструктуры

За последний год ситуация с безналичными расчетами в России не улучшилась — объем безналичных платежей, как и два года назад, составляет не более 10% от объема снятых через банкоматы наличных. Причем число владельцев карт, жалующихся на отсутствие инфраструктуры для их приема в торговых точках, за последний год выросло. В развитии безналичных расчетов не слишком заинтересованы ни магазины, ни банки, указывают эксперты.

Согласно совместному опросу Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и Ассоциации региональных банков, основной причиной неиспользования пластиковых карт для безналичной оплаты товаров и услуг является ограниченное количество магазинов и учреждений, где такие карты принимаются. На это указывает 34% респондентов, не пользующихся своей банковской картой для оплаты товаров и услуг. Год назад эту причину называл 31% респондентов. При этом не используют свои карты для расчетов половина их владельцев, оценивает генеральный директор НАФИ Ольга Кузина.

Таким образом, попытки восстановления банками розничного сегмента деятельности, замороженного в кризис, безналичные расчеты картами не затронули. Это подтверждает и статистика ЦБ. Объем операций по снятию наличных за первую половину 2010 года составляет 4,9 трлн руб., тогда как на объем операций по оплате товаров и услуг приходится только 488,5 млрд руб. В 2009 году объем наличных, снятых в банкоматах, составил 8,7 трлн руб., объем операций по оплате товаров и услуг — 751,3 млрд руб., в 2008-м — 8,1 трлн руб. и 649,4 млрд руб. соответственно.

В России недостаточно терминалов для приема карт, указывают эксперты. По данным ЦБ, на 1 октября в стране насчитывалось 88,8 тыс. банкоматов (в том числе 80,8 тыс. с функцией снятия наличных) и 334,4 тыс. электронных терминалов. При этом количество банкоматов на душу населения в России отстает от среднеевропейского уровня (один банкомат на тысячу жителей) гораздо сильнее, чем число POS-терминалов. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), на середину 2010 года в РФ на тысячу жителей приходилось примерно 2,7 POS-терминала, тогда как в Чехии этот показатель составлял 5,5, в Румынии — 3,75, говорит экономист ЦМАКПа Олег Солнцев.

В построении инфраструктуры не слишком заинтересованы ни торговые сети, ни банки, указывают эксперты. По оценкам участников рынка, за проведение безналичных платежей торговые точки платят банку-эквайеру порядка 1,5–2% от оборота, проведенного через терминал. «Крупные торговые сети в состоянии себе это позволить, а, к примеру, магазины шаговой доступности — далеко не всегда»,— говорит замначальника департамента розничных технологий КБ «Открытие» Андрей Фролов. Традиционно от предоставления таких услуг отказываются сети-дискаунтеры, работающие с низкой маржой. «Еще одной причиной отказа мелких торговых точек от безналичных платежей является их полная легальность, ведь многие такие магазины привыкли работать по “серым” схемам»,— рассуждает Олег Солнцев.

Банки не слишком активны в развитии инфраструктуры для безналичных платежей по иным причинам. Для них бизнес по обслуживанию безналичных платежей в магазинах — низкомаржинальный. Установка оборудования для приема карт стоит банку $500–800 за устройство, затем банк платит комиссию платежной системе. По словам руководителя карточного бизнеса и электронных каналов продаж ОТП-банка Василия Кузнецова, это снижает привлекательность инвестиций в эквайринговый бизнес для банков.

В результате обеспеченность терминалами граждан России может вырасти до уровня Румынии или Чехии лишь к 2015 году, прогнозирует господин Солнцев. Однако и для этого потребуются стимулирующие меры, например удешевление себестоимости терминалов за счет переноса их выпуска из Западной Европы в Россию, считает он.

Дарья Юрищева, КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами