Декоративное изображение
5 144

Поделиться

Каким был 2008 год для потребительского рынка

Отделить плевел

К 2008 году петербургский рынок производства и продаж продуктов питания достиг насыщения и потому редко радовал масштабными событиями и инвестпроектами. Пережив эпоху основной консолидации, производители занялись совершенствованием производства или ставшим популярным выводом его из центра города, а также скромно развивали дистрибуцию. Всеобщее спокойствие и благоденствие взбудоражили несколько крупных банкротств, большая часть которых, как ни странно, даже не была связана с кризисом. Дополнительного оживления добавили крупные сделки M&A и кадровые перестановки. Однако следующий год обещает стать гораздо более богатым на события, вот только позитивными они могут стать не для всех.

Пожалуй, самым неудачным 2008-й стал для водочников — с петербургского рынка ушли основные гранды, некогда возглавлявшие общероссийские рейтинги. «Ливиз» покинул свою историческую площадку на Синопской набережной, «Веда», некогда метившая в лидеры водочного рынка России, остановила производство в Кингисеппе. В обеих компаниях идет процедура банкротства. Не утратила свою долю рынка практически только «Ладога», занимавшая когда-то третье место на петербургском рынке. К другим известным компаниям, обанкротившимся или близким к банкротству, можно отнести «Евросервис», скандально брошенный с многомиллионными долгами своим владельцем Константином Мирилашвили, производителя мясных продуктов «Парнас-М» и третьего по величине фруктового импортера России — компанию «Сорус». Два крупнейших молочных завода города — «Юнимилк» («Петмол») и «Вимм-Билль-Данн Северо-Запад» («Балтийское молоко») — сменили генеральных директоров.

К позитивным событиям можно отнести открытие новой площадки «Юнимилка» и молочного завода «Галактика», заявленный проект строительства Fazer нового завода «Хлебного дома», продажу старейшего производителя мороженого Петербурга Хладокомбината №1 фонду Amber Trast и пр. Ожидаемая сделка по продаже «Талосто» одному из мировых производителей продуктов питания, к сожалению, не состоялась из-за кризиса.

События на рынке продуктового ритейла носили более эпохальный характер. 2008 год начался с конфликта совладельцев «Ленты» Олега Жеребцова и Августа Мейера, некоторые стадии которого (смена генерального директора, привлечение охраны для ограничения доступа в офис, судебные разбирательства, взаимные обвинения) заставили в какой-то момент испытать легкое дуновение 1990-х. Однако примирение сторон быстро расставило все на свои места и погрузило деловое сообщество и СМИ, уже к тому моменту уставшие от обыгрывания слова «лента», в новую лихорадку. Продажа «Ленты» должна была стать сделкой года: даже при том, что, по некоторым источникам, назначенная цена была непомерно высокой (около 2 млрд долл.), в финал конкурса вышло аж четыре мировых ритейлера — Carrefour, Kesko, Wal-Mart и темная лошадка — хорватский ритейлер Agrokor. Представители компании анонимно обещали, что сделка должна завершиться со дня на день, но... осень, первые шаги кризиса, и судьба крупнейшей сети гипермаркетов остается нерешенной при долге, сумма которого соответствует примерно пятой части стоимости компании.

На фоне эмоционально увлекательного конфликта Жеребцова и Мейера продажа «Карусели» X5 привлекала гораздо меньше внимания, хотя само событие было значительнее, так как все-таки свершилось. Несмотря на легкие предварительные трения Х5 и основателя сети Андрея Рогачева, опцион был реализован, сумма сделки составила 925 млн долл. Учитывая историю «Ленты», можно предположить, что г-н Рогачев, поднимая новогодний бокал Dom Perignon, помянет 2008-й не самыми плохими словами, хотя и испытывает некоторые трудности в ставшем для него основным девелоперском бизнесе.

На фоне всех событий петербургский рынок продуктового ритейла испытал крупнейший за свою историю отток топ-менеджеров: Сергей Лепкович покинул пост директора «Пятерочки» ради должности в новой компании Рогачева Terra On, Игорь Макаров покинул пост директора «О’Кей», чтобы уступить его Патрику Лонге, «Лента» в силу обстоятельств меняла директоров аж дважды, генеральный директор «Дикси» в Петербурге Виталий Ключников был назначен президентом всей группы компаний с центральным офисом в Москве. Основной задачей пришедших на их место было не завоевание новых вершин, а поддержание старых.

Однако следующий год для многих станет годом перемен. Согласно прогнозам, производители и розничные компании столкнутся с изменением структуры спроса: из-за снижения доходов населения будет наблюдаться отток покупателей из супермаркетов в более мелкие дискаунтеры, а также переход на менее дорогие продукты. В то же время эксперты полагают, что ряду продуктовых сетей, не отягощенных долговой нагрузкой, следующий год дает неплохие шансы для развития за счет приобретений.

МАРГАРИТА РАХНОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ РБК daily

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами