Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Каким был 2008 год для потребительского рынка
Отделить плевел
К 2008 году петербургский рынок производства и продаж продуктов питания достиг насыщения и потому редко радовал масштабными событиями и инвестпроектами. Пережив эпоху основной консолидации, производители занялись совершенствованием производства или ставшим популярным выводом его из центра города, а также скромно развивали дистрибуцию. Всеобщее спокойствие и благоденствие взбудоражили несколько крупных банкротств, большая часть которых, как ни странно, даже не была связана с кризисом. Дополнительного оживления добавили крупные сделки M&A и кадровые перестановки. Однако следующий год обещает стать гораздо более богатым на события, вот только позитивными они могут стать не для всех.
Пожалуй, самым неудачным 2008-й стал для водочников — с петербургского рынка ушли основные гранды, некогда возглавлявшие общероссийские рейтинги. «Ливиз» покинул свою историческую площадку на Синопской набережной, «Веда», некогда метившая в лидеры водочного рынка России, остановила производство в Кингисеппе. В обеих компаниях идет процедура банкротства. Не утратила свою долю рынка практически только «Ладога», занимавшая когда-то третье место на петербургском рынке. К другим известным компаниям, обанкротившимся или близким к банкротству, можно отнести «Евросервис», скандально брошенный с многомиллионными долгами своим владельцем Константином Мирилашвили, производителя мясных продуктов «Парнас-М» и третьего по величине фруктового импортера России — компанию «Сорус». Два крупнейших молочных завода города — «Юнимилк» («Петмол») и «Вимм-Билль-Данн Северо-Запад» («Балтийское молоко») — сменили генеральных директоров.
К позитивным событиям можно отнести открытие новой площадки «Юнимилка» и молочного завода «Галактика», заявленный проект строительства Fazer нового завода «Хлебного дома», продажу старейшего производителя мороженого Петербурга Хладокомбината №1 фонду Amber Trast и пр. Ожидаемая сделка по продаже «Талосто» одному из мировых производителей продуктов питания, к сожалению, не состоялась из-за кризиса.
События на рынке продуктового ритейла носили более эпохальный характер. 2008 год начался с конфликта совладельцев «Ленты» Олега Жеребцова и Августа Мейера, некоторые стадии которого (смена генерального директора, привлечение охраны для ограничения доступа в офис, судебные разбирательства, взаимные обвинения) заставили в какой-то момент испытать легкое дуновение 1990-х. Однако примирение сторон быстро расставило все на свои места и погрузило деловое сообщество и СМИ, уже к тому моменту уставшие от обыгрывания слова «лента», в новую лихорадку. Продажа «Ленты» должна была стать сделкой года: даже при том, что, по некоторым источникам, назначенная цена была непомерно высокой (около 2 млрд долл.), в финал конкурса вышло аж четыре мировых ритейлера — Carrefour, Kesko, Wal-Mart и темная лошадка — хорватский ритейлер Agrokor. Представители компании анонимно обещали, что сделка должна завершиться со дня на день, но... осень, первые шаги кризиса, и судьба крупнейшей сети гипермаркетов остается нерешенной при долге, сумма которого соответствует примерно пятой части стоимости компании.
На фоне эмоционально увлекательного конфликта Жеребцова и Мейера продажа «Карусели» X5 привлекала гораздо меньше внимания, хотя само событие было значительнее, так как все-таки свершилось. Несмотря на легкие предварительные трения Х5 и основателя сети Андрея Рогачева, опцион был реализован, сумма сделки составила 925 млн долл. Учитывая историю «Ленты», можно предположить, что г-н Рогачев, поднимая новогодний бокал Dom Perignon, помянет 2008-й не самыми плохими словами, хотя и испытывает некоторые трудности в ставшем для него основным девелоперском бизнесе.
На фоне всех событий петербургский рынок продуктового ритейла испытал крупнейший за свою историю отток топ-менеджеров: Сергей Лепкович покинул пост директора «Пятерочки» ради должности в новой компании Рогачева Terra On, Игорь Макаров покинул пост директора «О’Кей», чтобы уступить его Патрику Лонге, «Лента» в силу обстоятельств меняла директоров аж дважды, генеральный директор «Дикси» в Петербурге Виталий Ключников был назначен президентом всей группы компаний с центральным офисом в Москве. Основной задачей пришедших на их место было не завоевание новых вершин, а поддержание старых.
Однако следующий год для многих станет годом перемен. Согласно прогнозам, производители и розничные компании столкнутся с изменением структуры спроса: из-за снижения доходов населения будет наблюдаться отток покупателей из супермаркетов в более мелкие дискаунтеры, а также переход на менее дорогие продукты. В то же время эксперты полагают, что ряду продуктовых сетей, не отягощенных долговой нагрузкой, следующий год дает неплохие шансы для развития за счет приобретений.
МАРГАРИТА РАХНОВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ РБК daily
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?