Декоративное изображение
6 546

Поделиться

Какие основные тенденции фармацевтического рынка в 2019 году?

Компания «Делойт», СНГ провела ежегодное исследование фармацевтического сектора. В опросе приняли участие респонденты 66 российских и иностранных производителей оригинальных препаратов и дженериков в России и за рубежом, а также фармацевтических дистрибьюторов. Опрос был проведен в июне 2019 года.

«В создавшихся условиях направление развития отрасли определяется уже не столько частной инициативой, сколько действиями регулирующих органов. В настоящее время разработана новая стратегия „Фарма-2030“, которая в среднесрочной перспективе будет устанавливать политику государства на фармацевтическом рынке, а в скором времени начнут действовать отдельные регуляторные механизмы, которые затронут практически всех участников рынка», — отмечает партнер, руководитель группы по работе с компаниями медико-биологических наук и здравоохранения в СНГ «Делойт», СНГ Олег Березин.

В ходе исследования были получены следующие выводы:

— К лету 2019 года стал отмечаться значительный рост оптимизма: доля компаний, которые положительно оценивают текущее состояние отрасли, за год увеличилась на 17 п. п. — до 80%. Значительно улучшилось восприятие текущего состояния фармацевтической отрасли среди иностранных компаний с локализацией производства в России (на 32 п. п. с 54% до 86%).

— Большинство респондентов (65%) не ожидают в 2019 году изменения текущего положения дел на фармацевтическом рынке России. В то же время почти четверть опрошенных (23%) прогнозирует улучшение. Доля респондентов, которые прогнозируют ухудшение ситуации, за год значительно сократилась с 29% до 12%. Наименее оптимистичны представители аптечного бизнеса: почти треть опрошенных (29%) прогнозирует ухудшение ситуации на рынке.

— Перечень трех ключевых проблем не изменился с прошлого года: в 2019 году его возглавило текущее состояние российской экономики (индекс* равен 1,29), а также несовершенство законодательного регулирования отрасли (индекс равен 1,24) и недостаточная платежеспособность населения (индекс равен 1,09). Однако за год резко возросла значимость недостаточной платежеспособности населения (на 0,30 пунктов), а также нехватка государственного финансирования программ здравоохранения и поддержки российских производителей (на 0,24 пунктов).

— По мнению респондентов, взаимодействие с медицинским персоналом будет наиболее приоритетным инструментом продвижения фармацевтической продукции в ближайшие два года (один из приоритетов для 70% компаний-респондентов). Второе место занимает стимулирование аптечных сетей путем выплаты им бонусов, а также путем заключения с ними договоров об оказании услуг (приоритетны для 68% и 67% соответственно). В то же время, что касается такого инструмента, как онлайн-продажи через собственный интернет-магазин, мнения разделились: 46% опрошенных считают его приоритетным, тогда как 54% — неприоритетным.

— Уровень осведомленности об основных положениях «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» («Фарма-2030») среди представителей фармацевтических компаний имеет средний уровень (индекс* 1,33 из 3). В связи с реализацией стратегии каждый второй респондент (50%) ожидает вывода на рынок новых лекарственных препаратов и медицинских изделий. Две трети респондентов (67%) из иностранных компаний без локализации производства в России говорят о том, что будут сокращать объемы импорта.

— Для иностранных компаний с локализацией производства в России СПИК 2.0 и резидентство особой экономической зоны востребованы значительно выше, чем в среднем: о том, что эти инструменты могут быть востребованы, заявили 70% и 67% респондентов соответственно. В то же время для иностранных компаний без локализации производства в России эти инструменты востребованы только на 25% и 15% предприятий соответственно.

— В целом представители фармацевтического рынка положительно оценивают влияние таких изменений, как введение обязательной маркировки лекарственных препаратов (+28%), усиление контроля за соблюдением требований комплаенса (+26%), ценовые преференции при осуществлении государственных закупок для производителей препаратов, произведенных в ЕАЭС (+27%), а также изменение процедуры сертификации лекарственных препаратов (+23%): доля компаний, на деятельность которых указанные перемены окажут положительное влияние, значительно превосходит (на 23–28 п. п.) долю компаний, на деятельность которых данные изменения окажут отрицательное влияние.

— На момент проведения опроса наиболее высокая степень готовности системы прослеживаемости лекарственных препаратов отмечается на иностранных предприятиях с локализацией производства в России: 15% таких компаний полностью готовы, а еще 31% компаний внедрили систему прослеживаемости и тестируют ее под нагрузкой. Среди российских компаний внедрение полностью завершено только на 6% предприятий, и еще на 22% предприятий ведется тестирование системы. Среди иностранных предприятий без локализации производства в России полностью готовы 18% компаний. 69% компаний в целом завершат внедрение системы прослеживаемости к 1 января 2020 года, однако полностью все связанные с ней мероприятия будут проведены только на 34% предприятий. 22% фармацевтических компаний ожидают нарушения стандартного операционного режима работы, причем на 4% предприятий оно будет длиться более трех месяцев.

Ранее сообщалось о том, что в магазинах «Вкусвилл» откроются аптеки.

Кроме того, Marathon Group ищет покупателя для своей аптечной сети «Мега Фарм».

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами