Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как МСП относится к работе с маркетплейсами?
Для представителей малого и среднего бизнеса площадки маркетплейсов стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж.
Free-Photos/ Pixabay
Аналитики Data Insight выяснили, как предприятия малого и среднего бизнеса относятся к работе с маркетплейсами. В рамках исследования эксперты опросили российских продавцов пяти крупнейших маркетплейсов: AliExpress, goods, Ozon, Wildberries и «Яндекс. Маркет». В онлайн-опросе приняли участие 2 360 компаний.
Для продавцов подобные платформы стали самым быстрорастущим онлайн-каналом продаж: 89% предпринимателей увеличили свой оборот на маркетплейсах, тогда как через собственный интернет-магазин продажи росли только у 55%. Для половины продавцов, которые работают с маркетплейсами, это основной или даже единственный канал продаж. Наиболее универсальными площадками предприниматели считают AliExpress, Ozon и Wildberries.
Около половины продавцов (41%) считают маркетплейсы основным каналом продаж, 14% — единственным. 31% рассматривают площадки в качестве дополнения к другим каналам, а 13% — как эксперимент. Почти половина продавцов маркетплейсов вообще не используют для продаж свой интернет-магазин или сайт (45%). А в офлайне продают еще меньше — лишь 34% предпринимателей из тех, кто уже работает с маркетплейсами.
Зачем продавцы идут на маркетплейсы
Около 80% продавцов вышли на маркетплейсы, чтобы увеличить аудиторию и продажи, 42% — чтобы расширить географию продаж и выйти в другие регионы, 37% — чтобы повысить узнаваемость товаров. Каждый третий продавец (29%) использовал маркетплейсы, чтобы впервые начать продавать через интернет, а каждый пятый (20%) — чтобы снизить издержки на продажи.
Затраты продавцов на работу с маркетплейсами
В целом стоимость продаж через маркетплейсы предприниматели считают сопоставимой с другими каналами — с этим согласны 48% опрошенных. Но комиссии маркетплейсов не одинаковы: диапазон составляет 3–22% от завершенной продажи (оплаченной и доставленной покупателю). Самыми низкими продавцы считают комиссии AliExpress: 0% за продажу первых 100 товаров, затем 5 или 8% в зависимости от категории.
Работа с несколькими маркетплейсами
Аудитории продавцов всех платформ значительно пересекаются: в среднем поставщик ведет торговлю на 2–3 площадках из 5, включенных в исследование. Самая высокая доля уникальных продавцов у Wildberries: в среднем у них 2,6 площадки на селлера. В большей степени используют другие платформы продавцы «Яндекс. Маркета» и российские продавцы AliExpress — 4 площадки на селлера.
«В 2020 году большое количество малых и средних предприятий впервые вышли в онлайн, а более опытные интернет-продавцы расширили каналы продаж за счет размещения на маркетплейсах. В результате прошлый год стал рекордным для площадок и по оборотам, и по росту числа продавцов. Мы прогнозируем, что интерес к маркетплейсам со стороны бизнеса и потребителя не ослабеет, но продавцы, попробовав одни маркетплейсы, станут выходить и на другие, диверсифицируя каналы продаж. В результате стоит ожидать, что поставщики Wildberries и Ozon станут активно выходить на AliExpress, „Яндекс. Маркет“ и goods.ru вследствие тренда и привлеченные новостями о снижении тарифов у AliExpress и „Яндекс. Маркета“», — комментирует Федор Вирин, партнер компании Data Insight.
Рейтинг маркетплейсов по числу продавцов
Wildberries — 91 000 продавцов (январь 2021 года)
AliExpress* — 35 000 (январь 2021)
Ozon — 18 000 (сентябрь 2020)
goods.ru — 8 000 (январь 2021)
«Яндекс. Маркет» — 7 300 (январь 2021)
*учитываются только российские продавцы платформы.
Категорийная специфика
Маркетплейсы в целом, по мнению продавцов, больше всего подходят для продажи электроники, товаров для дома и спорта, а отдельные площадки также рассматриваются как целевые для продажи одежды и обуви. AliExpress, Ozon и Wildberries воспринимаются как наиболее универсальные маркетплейсы.
Большинство продавцов отметили рост продаж на маркетплейсах в 2020 году — 89%. В некоторых категориях рост заметили еще больше поставщиков: в косметике, парфюмерии и зоотоварах — 96%, в электронике, бытовой технике и товарах для спорта — 94%, в товарах для дома и дачи — 93%, в продуктах питания — 91%.
На каких маркетплейсах, по мнению продавцов, лучше продавать товары разных категорий
Товары для дома и дачи: AliExpress (65%), Ozon (65%), Wildberries (61%);
Одежда , обувь и аксессуары: Wildberries (81%), AliExpress (50%);
Товары для спорта: Wildberries (58%), AliExpress (55%), Ozon (50%);
Электроника и техника: «Яндекс. Маркет» (70%), AliExpress (69%), goods.ru (66%), Ozon (66%);
Косметика: Wildberries (63%), Ozon (45%);
Автотовары: AliExpress (47%), Ozon (43%), goods.ru (42%);
*указаны площадки, набравшие значимо больший процент голосов продавцов в каждой из категории товаров.
Брендинг, реклама и коммуникации
Лучшие возможности для брендинга, по мнению продавцов, предлагает AliExpress: 64% продавцов отметили, что им хватает возможностей брендинга на платформе. Далее идет Ozon: 60% продавцов оценили возможности для брендинга как достаточные. В то же время Ozon получил лучшую оценку рекламного инструментария платформы: 6,2 балла из 10 возможных. Работой службы поддержки продавцов и качеством инструкций больше всего довольны поставщики «Яндекс. Маркета» и AliExpress (6,9 и 6,8 баллов по 10-балльной шкале). Дальше идут goods.ru (6,5), Wildberries (6,3) и Ozon (5 баллов).
Ранее Data Insight составила рейтинг 100 крупнейших интернет-магазинов и маркетплейсов за 2019 год.
Кроме того, Data Insight исследовала онлайн-рынок спортивных товаров.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?