Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как менялся рынок шоколада в РФ в 2024 году?
В 2024 году рынок шоколада столкнулся с серьезными вызовами: рекордный рост цен на какао-бобы оказал заметное влияние на стоимость продукции, что отразилось на покупательском спросе. По данным Gradus Retail Index (GRI), фиксирующего продажи товаров повседневного спроса в крупнейших торговых сетях России, потребительский интерес к шоколаду в натуральном выражении снизился, тогда как в денежном эквиваленте рынок продолжил рост.
Ekaterina_Minaeva/Shutterstock/Fotodom
В конце декабря 2024 года товарная биржа ICE в Лондоне была потрясена резким скачком цены фьючерсного контракта на какао-бобы, которая взлетела в считанные дни до $12 000 за тонну. Хотя в последние дни декабря 2024 года цена понизилась до $11 850 за тонну, таких рекордно высоких цен на какао-бобы существовавший столетиями европейский товарный рынок раньше не знал. Для сравнения: только за один 2024 год биржевая цена на какао-бобы выросла в 2,8 раза, в то время как в 2020–2023 годах цена выросла только вдвое.
В чём же была причина? В Кот-д’Ивуаре и Гане, которые являются крупнейшими производителями какао-бобов в мире с долей почти в 70% мирового рынка, в 2024 году резко сократилось производство этой культуры. Причиной скачка биржевой цены на какао стал неурожай какао-бобов, вызванный болезнями деревьев и изменением экосистемы из-за незаконной вырубки лесов в Кот-д’Ивуаре, а также нехватка инвестиций в сельское хозяйство в целом в странах Западной Африки. Последствием стал рост цен во всём мире на шоколад и иные кондитерские изделия с высоким содержанием какао.
Разные виды шоколада различаются содержанием какао в составе. К основным видам шоколада относятся тёмный, горький, молочный и белый. Горький шоколад отличается наиболее высоким процентом содержания какао в составе (не менее 70%), при этом он не содержит молока. Тёмный шоколад по составу близок к горькому, содержание какао в нём допускается от 50%, но молока в его составе также не содержится. Молочный шоколад отличается невысоким содержанием какао (от 25%), также в его состав обязательно входит сухое молоко или сливки. Белый шоколад не содержит какао, однако его обязательными ингредиентами являются масло какао и сухое молоко. Поэтому неудивительно, что значительное подорожание какао-бобов в 2024 году стало причиной роста цен на шоколад и шоколадную продукцию во всём мире.
В России шоколад выпускается очень давно и пользуется спросом, даже несмотря на внешние вызовы, потрясения и мировые экономические кризисы. Россия в 2023 году занимала пятое место в мире по производству кондитерских изделий, а также являлась одним из крупнейших экспортёров кондитерских изделий в мире. В свою очередь, несмотря на санкции, в России по-прежнему сохраняют свои кондитерские фабрики такие мировые лидеры производства шоколада, как Nestle, Mondelez International, Mars, Ferrero, экспортируют свою продукцию Alfred Ritter GmbH & Co. KG.
По данным GRI, в 2024 году продажи шоколада в крупнейших торговых сетях России в штуках выросли на 1% по сравнению с 2023 годом, при этом в целом рынок в натуральном выражении снизился на 4%, но в рублёвом выражении увеличились на 12%. Такая динамика отражает тенденцию обратной зависимости динамики объёмов продаж в натуральном выражении от цены товара — чем выше цена, тем меньше объёмы продаж в штуках. Повышение средней цены шоколада на 11%, больше, чем выросла продовольственная инфляция в 2024 году, напрямую связано с ростом мировой цены на какао-бобы. В России в 2024 году цены увеличились на 24% на горький и тёмный шоколад — именно из-за наиболее высокого содержания какао в этих видах лакомства. Однако спрос на горький шоколад при этом существенно снизился — его продажи в натуральном выражении упали на 17%.
В России в 2024 году, как и годом ранее, максимальную долю рынка шоколада занимал молочный шоколад, его рыночная доля в натуральных единицах за год увеличилась на процентный пункт до 65,1%, хотя в рублях снизилась на 0,4 процентного пункта до 61,1%. Объем продаж молочного шоколада по ключевым торговым сетям в 2024 году составил более 75 млрд рублей, а потребление в килограммах превысило 80 000 тонн. Самые известные бренды молочного шоколада в России — Alpen Gold, Milka (Mondelez International), а также «Россия — щедрая душа» от кондитерской фабрики «Россия», «Алёнка» и Kinder от Ferrero. Alpen Gold показал положительную динамику продаж на фоне повышения цены всего на 6%.
Лидером роста продаж в сегменте горького шоколада стала продукция СТМ «Магнит», однако большую долю рынка в этом сегменте по-прежнему занимает «Объединённые кондитеры». В тройку лидеров среди брендов горького шоколада входят «Бабаевский», «Россия — щедрая душа» и «Коммунарка». В рублёвом выражении доля «Бабаевского» увеличилась на 25%, «России — щедрая душа» — на 4%, а «Коммунарки» — на 5%.
По региональному распределению наиболее активными покупателями молочного шоколада остаются жители Московской области и Москвы. В то же время, во всех регионах России продажи горького шоколада в натуральном выражении показали отрицательную динамику. При этом в Московской области продажи молочного шоколада выросли на 1,7% в натуральном выражении и на 7,7% в денежном выражении, а в Москве продажи молочного шоколада снизились на 2% в натуральном выражении, но выросли на 6,5% в денежном выражении. Продажи горького шоколада в Москве и Московской области также показали отрицательную динамику в натуральном выражении, снизившись на 14,9% и 15,9% соответственно. Однако в денежном выражении продажи горького шоколада в Москве выросли на 2,2%, а в Московской области — на 0,5%.
Что касается шоколадных яиц, то их продажи в 2024 году выросли на 5% в натуральном выражении и на 12% в денежном выражении. Средняя цена шоколадных яиц выросла на 6%. Лидерами продаж шоколадных яиц являются бренды Kinder, Alpen Gold и Milka.
Аналитики также отметили следующие тренды российского рынка шоколада 2024 года:
- Цены и объёмы продаж изменялись противоположно. Эта тенденция прослеживается во всех сегментах рынка. Например, продажи горького шоколада в натуральном выражении упали на 17%, в то время как цены на него выросли на 24%.
- Стабильно высокий спрос на молочный шоколад, который поддерживается благодаря хорошо знакомым россиянам отечественным и международным брендам. Молочный шоколад является самым популярным видом шоколада в России, его доля рынка составляет 65,1% в натуральном выражении и 61,1% в денежном выражении.
- Рост цен на какао повлиял на снижение спроса на шоколад с его высоким содержанием. Это особенно заметно в сегменте горького шоколада, где продажи упали на 17%.
- Шоколадные яйца показали положительную динамику продаж, увеличившись на 5% в натуральном выражении и на 12% в денежном выражении.
По оценкам экспертов, продажи шоколада в РФ в натуральном выражении в 2025 году по-прежнему будут расти медленными темпами, примерно на 1–2% в год, а динамика рынка в рублёвом выражении будет зависеть от ценовой динамики.
Продажи дубайского шоколада на маркетплейсах бьют рекорды
Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»
Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

О том, как управлять коллективом, создающим и запускающим по 200 новинок в год.