Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как изменился рынок никотиновой продукции с 2022 по 2024 год?
По данным «Эвотора», за январь—август 2024 года продажи сигарет выросли на 12% в рублях, стиков для устройств нагревания табака — на 15%, а электронных сигарет — на 23%. На эту динамику сильно повлияла инфляция, в натуральном выражении продажи сигарет и стиков для устройств нагревания табака были лишь на 2–3% выше прошлогодних, а вейпов — и вовсе упали.
Фото: Станковская В./Retail.ru
Сигареты
Аналитики выяснили, что продажи сигарет (в стиках) в среднем на точку за 8 месяцев 2024 года выросли на 3%. За сентябрь 2023 — август 2024 года продажи выросли также на 3% к аналогичному периоду 2022—2023 гг. За 2022—2024 гг. в продажах сигарет прослеживается ярко выраженная сезонность с пиком на лето. Разница между высоким спросом в июле—августе и нижней точкой в январе стабильно составляет около 27–31%.
В сельских районах продажи сигарет (в стиках) на точку в 2022—2024 гг. примерно в 2 раза ниже, чем в городских. Сохраняется такая же сезонность потребления с пиком на лето. В общем денежном обороте доля продаж сигарет в сельских районах в последние 3 года стабильно составляет 23%.
Стики для устройств нагревания табака
Продажи стиков для устройств нагревания табака за январь—август 2024 года увеличились на 2% к 2023 году. А за сентябрь 2023-август 2024 года продажи на 3% превысили аналогичные за 2022—2023 гг.
По сравнению с сигаретами, этот рынок менее сезонный. На протяжении 2022–2024 года между пиковыми точками в году разница составляет менее 15%, есть небольшие всплески спроса в марте и декабре, что связано с позиционированием устройств для нагревания табака как подарка.
В сельских районах средние продажи стиков для устройств нагревания табака (в штуках) на точку в 2022—2024 гг. в 2,5 раза ниже, чем в городских. Сезонных всплесков не наблюдается. В общем денежном обороте доля продаж в сельских районах в последние 3 года стабильно составляет 11%.
Электронные сигареты
Продажи одноразовых электронных сигарет (в штуках, в среднем на точку) начали стремительно падать с лета 2023 года. За январь—август 2024 года снижение составило 31%, по сравнению с прошлым годом. В августе 2024 года продажи в этом сегменте были ниже прошлогодних уже на 38%. За сентябрь 2023-август 2024 года продажи уменьшились на 25% к аналогичному периоду 2022—2023 гг.
В сельских районах потребление электронных сигарет в целом повторяет общий тренд на снижение, но разрыв был чуть меньше: за январь—август 2024 года — на 27% к 2023 году. В денежном обороте доля сельских районов выросла с 7% в 2022 году до 8% в 2023—2024 гг.
В сегменте электронных сигарет представлено множество производителей из Китая, России и огромное разнообразие вкусов — более 2 500.
Региональная специфика
По продажам всей никотиновой продукции за сентябрь 2023-август 2024 гг в денежном выражении 1 и 2 место прочно удерживают Москва и Московская область. По сигаретам и устройствам нагревания табака 3 место занял Краснодарский край, а по электронным сигаретам — Санкт-Петербург.
Портрет потребителя никотиновой продукции
Для анализа «Эвотор» использовал данные собственной EvoPeople Panel ― более 250 млн чеков 940 тысяч стабильных покупателей за сентябрь 2023 — август 2024 и аналогичный период 2022–2023 года (выбор периода учитывал сезонность).
Общее число постоянных покупателей (тех, кто покупал какую-нибудь никотиновую продукцию не менее 1 раза за 10 дней и не менее 20 штук за 12 месяцев), выросло с 14% до 16%. При этом, 23% в 2023–2024 году перестали покупать любую никотиновую продукцию, а 32% ― начали.
Среди потребителей никотиновой продукции в 2022–2024 году 99% покупали сигареты. Доля покупателей стиков для устройств нагревания табака выросла с 74% до 77%, а электронных сигарет — с 55% до 60%.
Социально-демографический портрет потребителя разной никотиновой продукции в целом очень похож. Среди них — 53% женщин (электронные сигареты покупает 54% женщин). На молодежь (18–29 лет) приходится только 26% потребителей. Основные покупатели — более половины — в возрасте 30–44 лет. Среди покупателей устройств нагревания табака и электронных сигарет чуть выше доля покупателей с месячным доходом более 75 тыс. рублей. Около половины (51–52%) потребителей — родители (среди них с детьми до 3% — 22–24%).
Минсельхоз определил минимальные цены на никотинсодержащую продукцию
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.