Декоративное изображение
1 489

Поделиться

Как изменился рынок никотиновой продукции с 2022 по 2024 год?

По данным «Эвотора», за январь—август 2024 года продажи сигарет выросли на 12% в рублях, стиков для устройств нагревания табака — на 15%, а электронных сигарет — на 23%. На эту динамику сильно повлияла инфляция, в натуральном выражении продажи сигарет и стиков для устройств нагревания табака были лишь на 2–3% выше прошлогодних, а вейпов — и вовсе упали.

Фото: Станковская В./Retail.ru

Фото: Станковская В./Retail.ru

Сигареты

Аналитики выяснили, что продажи сигарет (в стиках) в среднем на точку за 8 месяцев 2024 года выросли на 3%. За сентябрь 2023 — август 2024 года продажи выросли также на 3% к аналогичному периоду 2022—2023 гг. За 2022—2024 гг. в продажах сигарет прослеживается ярко выраженная сезонность с пиком на лето. Разница между высоким спросом в июле—августе и нижней точкой в январе стабильно составляет около 27–31%.

В сельских районах продажи сигарет (в стиках) на точку в 2022—2024 гг. примерно в 2 раза ниже, чем в городских. Сохраняется такая же сезонность потребления с пиком на лето. В общем денежном обороте доля продаж сигарет в сельских районах в последние 3 года стабильно составляет 23%.

Стики для устройств нагревания табака

Продажи стиков для устройств нагревания табака за январь—август 2024 года увеличились на 2% к 2023 году. А за сентябрь 2023-август 2024 года продажи на 3% превысили аналогичные за 2022—2023 гг.

По сравнению с сигаретами, этот рынок менее сезонный. На протяжении 2022–2024 года между пиковыми точками в году разница составляет менее 15%, есть небольшие всплески спроса в марте и декабре, что связано с позиционированием устройств для нагревания табака как подарка.

В сельских районах средние продажи стиков для устройств нагревания табака (в штуках) на точку в 2022—2024 гг. в 2,5 раза ниже, чем в городских. Сезонных всплесков не наблюдается. В общем денежном обороте доля продаж в сельских районах в последние 3 года стабильно составляет 11%.

Электронные сигареты

Продажи одноразовых электронных сигарет (в штуках, в среднем на точку) начали стремительно падать с лета 2023 года. За январь—август 2024 года снижение составило 31%, по сравнению с прошлым годом. В августе 2024 года продажи в этом сегменте были ниже прошлогодних уже на 38%. За сентябрь 2023-август 2024 года продажи уменьшились на 25% к аналогичному периоду 2022—2023 гг.

В сельских районах потребление электронных сигарет в целом повторяет общий тренд на снижение, но разрыв был чуть меньше: за январь—август 2024 года — на 27% к 2023 году. В денежном обороте доля сельских районов выросла с 7% в 2022 году до 8% в 2023—2024 гг.

В сегменте электронных сигарет представлено множество производителей из Китая, России и огромное разнообразие вкусов — более 2 500. 

Региональная специфика

По продажам всей никотиновой продукции за сентябрь 2023-август 2024 гг в денежном выражении 1 и 2 место прочно удерживают Москва и Московская область. По сигаретам и устройствам нагревания табака 3 место занял Краснодарский край, а по электронным сигаретам — Санкт-Петербург.

Портрет потребителя никотиновой продукции

Для анализа «Эвотор» использовал данные собственной EvoPeople Panel ― более 250 млн чеков 940 тысяч стабильных покупателей за сентябрь 2023 — август 2024 и аналогичный период 2022–2023 года (выбор периода учитывал сезонность).

Общее число постоянных покупателей (тех, кто покупал какую-нибудь никотиновую продукцию не менее 1 раза за 10 дней и не менее 20 штук за 12 месяцев), выросло с 14% до 16%. При этом, 23% в 2023–2024 году перестали покупать любую никотиновую продукцию, а 32% ― начали.

Среди потребителей никотиновой продукции в 2022–2024 году 99% покупали сигареты. Доля покупателей стиков для устройств нагревания табака выросла с 74% до 77%, а электронных сигарет — с 55% до 60%.

Социально-демографический портрет потребителя разной никотиновой продукции в целом очень похож. Среди них — 53% женщин (электронные сигареты покупает 54% женщин). На молодежь (18–29 лет) приходится только 26% потребителей. Основные покупатели — более половины — в возрасте 30–44 лет. Среди покупателей устройств нагревания табака и электронных сигарет чуть выше доля покупателей с месячным доходом более 75 тыс. рублей. Около половины (51–52%) потребителей — родители (среди них с детьми до 3% — 22–24%).

Минфин предложил ограничить оборот табачной и никотинсодержащей продукции, произведенной до 2022 года

Минсельхоз определил минимальные цены на никотинсодержащую продукцию

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами