Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
К концу 2022 года доля безналичных платежей в малом бизнесе выросла до рекордных 68%
В прошлом году в России начала активно развиваться оплата по QR как альтернатива NFC-платежам. Общее количество транзакций по QR за 2022 год выросло в 4,6 раз по сравнению с 2021 годом.
Rido/shutterstock
Аналитики компании «Эвотор» выяснили, что доля безналичных транзакций (чеков) в торгово-розничном малом бизнесе выросла с 63% в декабре 2021 года до 68% в декабре 2022 года. Этот показатель неуклонно рос на протяжении последних несколько лет. Единственный период падения произошел в марте прошлого года с уходом международных операторов. Тогда доля безнала снизилась с 64 до 62%, но уже в апреле снова восстановилась до уровня февраля. В июне—октябре доля безналичных платежей стабилизировалась на уровне 66%, но в ноябре—декабре снова стала расти.
Проникновение безналичных платежей в малом бизнесе пока остается ниже общероссийского. По данным Банка России, доля безналичных операций в розничной торговле уже достигла 77,7% в сентябре 2022 года. Но не все малые предприятия, в том числе микро-бизнес, обязаны подключать эквайринг. Так, по данным аналитиков, около 24% торговых точек в декабре вообще не принимали оплату картами (в декабре 2021 года ― 26%)
В Москве в декабре доля безналичных операций в МСБ выросла с 74 до 78%, в Санкт-Петербурге ― с 72 до 75%. Самая высокая доля использования безналичной оплаты стабильно остается в северных регионах. В Ямало-Ненецком АО доля безналичных операций выросла с 84 до 86%, ХМАО ― с 80 до 82%, Якутии ― с 75 до 79%, Мурманской область ― с 75 до 78%. Несмотря на то, что в южных регионах наличные до сих пор занимают большую долю в оплате товаров и услуг, доля безнала за год заметно выросла: в Ставропольском крае ― с 49 до 55%, в Северной Осетии ― с 38 до 45%, в Дагестане ― с 22 до 33%.
Среди разных отраслей малого бизнеса за последний год сильнее всего выросла доля безналичных транзакций в турагентствах ― с 38 до 51%, в специализированных продуктовых лавках, в том числе на рынках, ― с 60 до 69%, в алкомаркетах ― с 33 до 37%.
В 2022 году в связи с уходом бесконтактных систем оплаты (Apple и Google Pay) получила стимул к развитию оплата по QR. Она стал использоваться как замена бесконтактным платежам смартфоном. Заметный прирост по числу точек, подключивших такую оплату, а также по объему транзакций и обороту наблюдался уже в марте и последовательно рос до декабря. Так, по данным исследования, в декабре количество торговых точек, принимающих оплату по QR, выросло в 5,8 раз по сравнению с прошлым годом. Общее количество транзакций за 2022 год было в 4,6 раз выше, чем в 2021 году.
Наиболее активно внедряют QR-оплату предприниматели Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Краснодарского Пермского и краев, Свердловской, Ростовской, Новосибирской и Воронежской областей.
«В этом году должны подтянуться регионы с низким проникновением безналичных платежей ― юг России, что приведет к росту доли безнала. В качестве драйверов рынка также выступят и российские системы бесконтактных платежей (МирPay, SberPay и другие), плюс QR-платежи. Многие торговые точки „распробовали“ эти методы в этом году и дальше мы ожидаем только увеличения их использования. Биометрические системы оплаты находятся в стадии активного развития и совершенствования, но пока их массовое внедрение будет сдерживать необходимость установки дополнительного оборудования на точку. В отличие от биометрии, оплата по QR не требует покупки/аренды оборудования от бизнеса и уже встроена в банковские мобильные приложения покупателей. Подключить эквайринг и QR-платежи на точку сейчас можно онлайн и всего за несколько рабочих дней», — рассказала директор по маркетингу «Эвотора» Наталья Сергиенко.
ВТБ: россияне оплачивают безналично 80% покупок
«Эвотор»: популярность безналичной оплаты в Москве растет
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.