Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Избалованные водкой россияне все больше внимания уделяют другим напиткам
Избалованные водкой хорошей и не очень, россияне все больше внимания уделяют другим крепким напиткам. Доля настоек, ликеров, наливок и десертных напитков, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в первом полугодии 2008 года выросла до 13,7%. Сегмент, правда, растет прежде всего за счет горьких настоек крепостью не ниже 37,5% — к остальным товарным категориям производители большого интереса не проявляют.
Сегмент ликероводочных изделий (ЛВИ) в России сейчас развивается активнее водочного, утверждает эксперт алкогольной отрасли, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По данным ЦИФРРА за первое полугодие 2008 года, если взять весь объем рынка (производство, импорт и экспорт) водки и ЛВИ (настойки, ликеры, наливки, десертные напитки) в России, то доля ЛВИ выросла до 13,7%, став, по словам господина Дробиза, "мощнейшим, самостоятельным сегментом". Таким образом, сейчас объем сегмента ЛВИ — 18,495 млн дал, что в денежном выражении составляет $1,918 млрд, оценивает ЦИФРРА. "Убежден, что именно сегмент ЛВИ сегодня реально отнимает покупателей у водки, а не коньяк или виски",— говорит эксперт.
"Водка теряет позиции — это тенденция последних 15 лет,— объясняет начальник управления информации и внешних связей ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров.— В СССР на нее приходилось 85-88% общего объема потребления алкогольной продукции". Причин несколько. Во-первых, существенно (по сравнению с советскими временами) увеличился ассортимент существующих категорий товаров — раньше было три-четыре вида пива, а теперь их сотни, то же самое с вином. Во-вторых, появились новые категории, например категория алкогольных коктейлей, которой не было раньше. То же самое происходит и внутри собственно сегмента водки и ЛВИ: часть потребителей водки проявляют интерес к настойкам, перцовкам и т. д. "Уменьшение объемной доли водки и увеличение доли ЛВИ — это приведение рынка к естественным пропорциям (по сравнению с 1990-ми.— BG), когда на нем представлен нормальный, разнообразный ассортимент",— дополняет директор по маркетингу и инновациям компании "Союз-Виктан" Теймур Ахундов.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как мода на напитки, указывает пресс-секретарь компании Nemiroff Тагир Имангулов. На Западе сейчас популярна водка, она активно теснит традиционные напитки — виски, ром, текилу, джин. "В России мы наблюдаем обратный процесс: потребление национального напитка водки стагнирует, а потребление экзотического для нас алкоголя растет. Вкусовые водки, горилки очень удачно попадают в тренд интереса к новым вкусам,— утверждает господин Имангулов.— И в ближайшие годы этот интерес будет расти".
Он обращает внимание на то, что Nemiroff предпочитает не использовать для классификации ликероводочной продукции устаревшие советские ГОСТы. "Продукцию мы делаем согласно своим рецептурным разработкам, и нам, как международной компании, удобнее работать по принятой в мире классификации, которая делит водку на классическую и вкусовую (flavoured vodka),— отмечает господин Имангулов.— Вкусовые водки "Медовая с перцем" и "Украинская березовая особая", а также "Житняя с медом", дополненные сладкой настойкой "Клюква на коньяке", забрали себе 35% от общего объема продукции компании".
Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка ликероводочных изделий сегодня стали горькие настойки крепостью не ниже 37,5%. В ситуации, когда обычная водка теряет позиции, потребитель все чаще обращает свое внимание на этот приготовленный путем настаивания спирта на различных плодах, косточках, пряностях, душистых и целебных травах напиток, сопоставимый по крепости с водкой: до 45 градусов. "Данные показывают, что доля настоек увеличивается. Правда, пока их удельный вес остается не очень большим: если сравнивать первые полугодия 2007 года и 2008-го, их доля увеличилась с 4,8 до 5,8%",— отмечает руководитель направления ad hoc и исследований розницы исследовательской компании "Бизнес Аналитика" Снежана Равлюк. Вымирающим видом ликероводочных изделий Вадим Дробиз из ЦИФРРА называет наливки (сладкий фруктово-ягодный спиртной напиток крепостью 18-20%, вырабатываемый из спиртованных соков и настоев свежих фруктов и ягод). По его словам, в портфелях федеральных компаний они занимают совсем незначительное место — обычно одну-две позиции в линейке.
Основной прирост сегменту ЛВИ дают медовые и перцовые настойки, отмечает Вадим Дробиз из ЦИФРРА. В 2002 году компания Nemiroff первой вывела на российский рынок горилку "Медовая с перцем". "Выпустив в 1998 году "Медовую", мы создали новую водочную категорию — украинские горилки,— вспоминает Тагир Имангулов.— Уже скоро нас начали копировать, в портфелях других компаний стали появляться аналогичные продукты".
Посчитали важным присутствие в линейке своей продукции медово-перцовых настоек и российские компании. Так, в ассортименте группы "Ладога" есть горькие настойки "Перцовочка мягкая", "Перцовочка" и "Перцовочка с медом". Группа "Русский алкоголь" с этого августа начала продажу премиальной горилки "Чорний & Микола" и "Гречана на меду" (настойка на гречишном меду). "В нише недостаточно игроков,— говорит PR-директор "Русского алкоголя" Александр Коровка.— Между тем это тот продукт, к которому потребитель уже готов".
Не остались в стороне и украинские конкуренты Nemiroff. Компания "Союз-Виктан" в августе также расширила линейку водки "Мерная" настойкой "Перцовая". Для "Союз-Виктана" настойки — новая сфера деятельности. Пока на них приходится лишь 1% от общей продукции российского портфеля, но в компании рассчитывают на дальнейший рост этой цифры.
Свои перцовые и медовые настойки разные производители помещают в разные ценовые ниши. Так, горилка Nemiroff "Медовая с перцем" стоит в рознице от 280 руб. за 0,5 л, "Чорний & Микола" и "Гречана на меду" (цена в рознице от 190 руб. за 0,5 л) попадают в премиальный сегмент, а "Перцовая" от "Союз-Виктана" (от 130 руб. за 0,5 л) и линейка горьких настоек от "Ладоги" (от 110 руб. за 0, 5 л) — в среднеценовой.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.