Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Избалованные водкой россияне все больше внимания уделяют другим напиткам
Избалованные водкой хорошей и не очень, россияне все больше внимания уделяют другим крепким напиткам. Доля настоек, ликеров, наливок и десертных напитков, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в первом полугодии 2008 года выросла до 13,7%. Сегмент, правда, растет прежде всего за счет горьких настоек крепостью не ниже 37,5% — к остальным товарным категориям производители большого интереса не проявляют.
Сегмент ликероводочных изделий (ЛВИ) в России сейчас развивается активнее водочного, утверждает эксперт алкогольной отрасли, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По данным ЦИФРРА за первое полугодие 2008 года, если взять весь объем рынка (производство, импорт и экспорт) водки и ЛВИ (настойки, ликеры, наливки, десертные напитки) в России, то доля ЛВИ выросла до 13,7%, став, по словам господина Дробиза, "мощнейшим, самостоятельным сегментом". Таким образом, сейчас объем сегмента ЛВИ — 18,495 млн дал, что в денежном выражении составляет $1,918 млрд, оценивает ЦИФРРА. "Убежден, что именно сегмент ЛВИ сегодня реально отнимает покупателей у водки, а не коньяк или виски",— говорит эксперт.
"Водка теряет позиции — это тенденция последних 15 лет,— объясняет начальник управления информации и внешних связей ФГУП "Росспиртпром" Дмитрий Добров.— В СССР на нее приходилось 85-88% общего объема потребления алкогольной продукции". Причин несколько. Во-первых, существенно (по сравнению с советскими временами) увеличился ассортимент существующих категорий товаров — раньше было три-четыре вида пива, а теперь их сотни, то же самое с вином. Во-вторых, появились новые категории, например категория алкогольных коктейлей, которой не было раньше. То же самое происходит и внутри собственно сегмента водки и ЛВИ: часть потребителей водки проявляют интерес к настойкам, перцовкам и т. д. "Уменьшение объемной доли водки и увеличение доли ЛВИ — это приведение рынка к естественным пропорциям (по сравнению с 1990-ми.— BG), когда на нем представлен нормальный, разнообразный ассортимент",— дополняет директор по маркетингу и инновациям компании "Союз-Виктан" Теймур Ахундов.
Не стоит сбрасывать со счетов и такой фактор, как мода на напитки, указывает пресс-секретарь компании Nemiroff Тагир Имангулов. На Западе сейчас популярна водка, она активно теснит традиционные напитки — виски, ром, текилу, джин. "В России мы наблюдаем обратный процесс: потребление национального напитка водки стагнирует, а потребление экзотического для нас алкоголя растет. Вкусовые водки, горилки очень удачно попадают в тренд интереса к новым вкусам,— утверждает господин Имангулов.— И в ближайшие годы этот интерес будет расти".
Он обращает внимание на то, что Nemiroff предпочитает не использовать для классификации ликероводочной продукции устаревшие советские ГОСТы. "Продукцию мы делаем согласно своим рецептурным разработкам, и нам, как международной компании, удобнее работать по принятой в мире классификации, которая делит водку на классическую и вкусовую (flavoured vodka),— отмечает господин Имангулов.— Вкусовые водки "Медовая с перцем" и "Украинская березовая особая", а также "Житняя с медом", дополненные сладкой настойкой "Клюква на коньяке", забрали себе 35% от общего объема продукции компании".
Наиболее динамично развивающимся сегментом рынка ликероводочных изделий сегодня стали горькие настойки крепостью не ниже 37,5%. В ситуации, когда обычная водка теряет позиции, потребитель все чаще обращает свое внимание на этот приготовленный путем настаивания спирта на различных плодах, косточках, пряностях, душистых и целебных травах напиток, сопоставимый по крепости с водкой: до 45 градусов. "Данные показывают, что доля настоек увеличивается. Правда, пока их удельный вес остается не очень большим: если сравнивать первые полугодия 2007 года и 2008-го, их доля увеличилась с 4,8 до 5,8%",— отмечает руководитель направления ad hoc и исследований розницы исследовательской компании "Бизнес Аналитика" Снежана Равлюк. Вымирающим видом ликероводочных изделий Вадим Дробиз из ЦИФРРА называет наливки (сладкий фруктово-ягодный спиртной напиток крепостью 18-20%, вырабатываемый из спиртованных соков и настоев свежих фруктов и ягод). По его словам, в портфелях федеральных компаний они занимают совсем незначительное место — обычно одну-две позиции в линейке.
Основной прирост сегменту ЛВИ дают медовые и перцовые настойки, отмечает Вадим Дробиз из ЦИФРРА. В 2002 году компания Nemiroff первой вывела на российский рынок горилку "Медовая с перцем". "Выпустив в 1998 году "Медовую", мы создали новую водочную категорию — украинские горилки,— вспоминает Тагир Имангулов.— Уже скоро нас начали копировать, в портфелях других компаний стали появляться аналогичные продукты".
Посчитали важным присутствие в линейке своей продукции медово-перцовых настоек и российские компании. Так, в ассортименте группы "Ладога" есть горькие настойки "Перцовочка мягкая", "Перцовочка" и "Перцовочка с медом". Группа "Русский алкоголь" с этого августа начала продажу премиальной горилки "Чорний & Микола" и "Гречана на меду" (настойка на гречишном меду). "В нише недостаточно игроков,— говорит PR-директор "Русского алкоголя" Александр Коровка.— Между тем это тот продукт, к которому потребитель уже готов".
Не остались в стороне и украинские конкуренты Nemiroff. Компания "Союз-Виктан" в августе также расширила линейку водки "Мерная" настойкой "Перцовая". Для "Союз-Виктана" настойки — новая сфера деятельности. Пока на них приходится лишь 1% от общей продукции российского портфеля, но в компании рассчитывают на дальнейший рост этой цифры.
Свои перцовые и медовые настойки разные производители помещают в разные ценовые ниши. Так, горилка Nemiroff "Медовая с перцем" стоит в рознице от 280 руб. за 0,5 л, "Чорний & Микола" и "Гречана на меду" (цена в рознице от 190 руб. за 0,5 л) попадают в премиальный сегмент, а "Перцовая" от "Союз-Виктана" (от 130 руб. за 0,5 л) и линейка горьких настоек от "Ладоги" (от 110 руб. за 0, 5 л) — в среднеценовой.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?