Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Из терминалов вытрясают комиссии
Моментальные платежи готовы подорожать
Число платежей, совершаемых гражданами через терминалы, по итогам первого квартала 2011 года сократилось впервые за всю историю рынка (с 2003 года). Снижение числа платежей на 6,8%, от которого в основном зависит размер комиссионного дохода терминальных компаний, а также доли наиболее доходных для них платежей за мобильную связь подготовили почву для нового повышения комиссий, взимаемых с граждан.
Согласно данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), за первые три месяца 2011 года объем рынка моментальных платежей составил более 201 млрд руб., что на 14,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако число платежей впервые за всю историю терминального рынка (с 2003 года) сократилось — если в первом квартале прошлого года оно составляло 1,52 млрд руб., то в этом году достигло лишь 1,417 млрд. По итогам года число трансакций также скорее будет ниже уровня 5,9 млрд руб., на котором оно оставалось два предыдущих года, оценивают в НАУЭТ.
Одной из причин снижения количества трансакций, по мнению экспертов, является постепенный выход из обращения 10-рублевых банкнот. «Оснащение терминалов приемниками для монет идет крайне медленно,— указывает глава комитета по платежным системам и банковским инструментам НАУЭТ Борис Ким.— Поэтому оплатить услуги через терминал на сумму менее 50 руб. пока проблематично».
Это способствует повышению средней суммы платежа, за первый квартал 2011 года она выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,1%, составив 152 руб. Однако наиболее важным показателем для владельцев терминалов является именно число трансакций, так как оно напрямую связано с комиссионными доходами: в большинстве терминальных сетей существует минимальная сумма взимаемой комиссии, указывает гендиректор терминальной компании «Спринтнет» (владеет 2,5 тыс. терминалов) Рустам Ахтаров.
«Основной статьей дохода для владельцев терминальных сетей являются комиссии за оплату услуг мобильной связи»,— продолжает господин Ахтаров. Мобильные операторы подтверждают снижение доли платежей через терминалы, объясняя его развитием альтернативных сервисов. «Значительное число терминальных агентов предлагают оплату услуг с высокой комиссией, и абоненты все охотнее оплачивают мобильную связь с помощью банковских карт, онлайн-платежей и мобильных телефонов»,— говорит представитель пресс-службы МТС Валерия Кузьменко.
Помимо сокращения числа платежей доходы терминальных компаний могут снизиться и из-за новой комиссионной политики мобильных операторов. Владельцы терминалов работают с ними через платежные системы, а комиссионное вознаграждение платежных систем мобильные операторы сокращают. С 1 июня МТС снизила ставку по таким комиссиям с 1–2,2 до 0,3–1,7%. «Вымпелком» с 1 июля снизил вознаграждение агентов с 1 до 0,1% от суммы трансакции.
Весьма вероятно, что снижение количества платежей и пересмотр размера комиссионного вознаграждения мобильными операторами приведут к росту комиссий для граждан. «Безусловно, действия мобильных операторов, а также отток клиентов в альтернативные способы платежей приведут к тому, что большинство участников рынка, в том числе и мы, вынуждены будут повысить комиссии для клиентов»,— констатирует партнер терминальной компании «Дельта Телеком» (владеет более 3 тыс. терминалов) Григорий Петров. По словам заместителя начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ольги Сергеевой, в ведомство уже поступила жалоба на оператора сотовой связи, снизившего агентское вознаграждение. «В обращении говорится, что действия оператора приведут к повышению комиссий для граждан,— указывает она.— Сейчас ФАС изучает информацию о данной проблеме, по результатам проверки будет вынесено решение о правомерности действий оператора». Жалоб на повышение комиссий платежными агентами в ФАС пока не поступало.
Василий Нантай, Ксения Дементьева
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?