Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Итоги Черной Пятницы: 20 самых важных цифр для бизнеса
Последние скидки после Черной Пятницы и Киберпонедельника закончились, и бизнес подводит итоги, активно готовясь к новогодним распродажам. По данным партнерской сети Адмитад, в этом году россияне потратили в неделю распродажи на 15% больше чем в 2023, но всего на 7% больше чем в обычный период в этом году.
Roman Samborskyi/ Shutterstock/ Fotodom
Пока Ecommerce в стране активно развивается — его символ, Черная Пятница, стремительно теряет свое влияние на покупателей.
Адмитад изучил более 1,1 миллионов заказов, сделанных в распродажные недели и в предшествовавшие им обычные периоды без специальных скидок. В топ-5 городов по числу заказов в этом году оказались Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург и Новосибирск.
Почему Черная Пятница уходит на второй план?
Несмотря на то, что распродажная неделя показала рост спроса по сравнению с прошлым годом — ее эффект растворился среди других важных событий, например, распродажи 11.11 или Всемирного дня шоппинга. Сейчас почти каждый бренд перешел на агрессивную политику в отношении скидок. У магазинов и маркетплейсов часто проходят внутренние распродажи, поверх наслаиваются праздничные скидки, а клиентам регулярно рассылаются купоны и промокоды со специальными предложениями. Пресыщенность скидками всё сильнее сказывается на поведении покупателей — они предпочитают откладывать товары в избранное и в вишлисты, чтобы дождаться лучшей цены на конкретные позиции. Распродажные периоды больше не вызывают былого ажиотажа. Особенно на фоне роста недоверия к самим скидкам. Многие селлеры маркетплейсов и отдельные магазины постоянно искусственно завышают базовые цены, чтобы потом «нарисовать» большую скидку и попасть в подборки лучших предложений. Эти недобросовестные практики подорвали веру покупателей в выгоду сделок во время Черной Пятницы.
Также сказывается влияние инфляции — покупатели реже совершают импульсивные покупки и чаще заранее формируют корзину. Средний чек в России в неделю Черной Пятницы в этом году вырос до 4407 рублей. Кроме того, на уверенности покупателей сказался скачок курса доллара, пришедшийся на период распродажи.
Какие товары скупали россияне?
Влияние маркетплейсов во время Черной Пятницы 2024 еще больше возросло. По данным платформы привлечения клиентов для селлеров маркетплейсов Такпродам, в среднем в этом году на них пришлось около 62% покупок — во время распродажи их доля выросла до 69%. На такой результат повлияли и технические инновации — например, использование чат-ботов и AI-ассистентов для создания индивидуальных подборок товаров. Крупные площадки первыми внедряют подобные методы, что дает им преимущество в периоды повышенного спроса.
Также селлеры стали активней закупать внешний трафик, в том числе и по CPA-модели, чтобы обойти конкурентов во всё более ожесточенной борьбе за клиента. По наблюдениям платформы, высоким спросом пользуются коллаборации с блогерами, особенно в формате бартеров. Развитие внутренних инструментов маркетплейсов и повышение маркетинговой активности селлеров могут привести к еще более высокой доле продаж через маркетплейсы в следующем году.
Топ-категории товаров по доле в общем числе продаж в России во время Черной Пятницы:
-
Электроника — 23%
-
Дом и сад — 22%
-
Мода — 19,5%
-
Красота и здоровье — 10%
-
Детские товары — 5,2%
-
Автотовары — 4,5%
-
Спорттовары — 4%
-
Книги — 3%
-
Другое — 8,8%
По сравнению с распродажей прошлого года вырос спрос на электронику, бьюти-товары и товары для дома.
В сегменте онлайн-сервисов по сравнению с обычным периодом в этом году более чем на 50% подскочили продажи онлайн-игр и на 17% выросли заказы билетов на мероприятия.
Лучшие источники клиентов для российского бизнеса
Россияне всё лучше разбираются в хитростях онлайн-шоппинга и активнее используют инструменты, снижающие затраты на покупки. Как и прогнозировалось, большую роль для покупателей играло наличие кэшбэка — более 20% покупок в неделю Черной Пятницы было совершено с его применением. 15% покупок было сделано с применением купонов и промо-кодов.
Рекордные продажи в этом году пришли через онлайн-СМИ, контентные платформы и витринные сайты — на них пришлось более трети всех онлайн-заказов.
Более 11% продаж брендам принесла контекстная реклама. До 7% всех заказов бизнесы привлекли через таргетированную рекламу в соцсетях и инфлюэнсеров. Еще 3% пришли по рекомендациям Telegram-каналов.
Горячий период позитивно сказался и на доходах рекламных партнеров, которые активно привлекали заказы для брендов. Их выручка за распродажную неделю подскочила на 20%.
Ритейлеры подвели итоги «Чёрной пятницы»
Sunlight: на распродаже «11.11» было оформлено заказов на один миллиард рублей
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.