Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Исследование: как россияне совершают онлайн-платежи
Data Insight и компания RBK.money опубликовали результаты первого этапа исследования «Онлайн-платежи глазами покупателей». Аналитики изучили поведение покупателей при оплате товаров и услуг, самые популярные в России способы оплаты, а также наиболее часто встречающиеся проблемы при использовании этих способов.
Фото: Natee Photo/shutterstock
В исследовании приняли участие 1602 человека в возрасте от 18 до 64 лет из нескольких регионов России, которые за последние 30 дней тем или иным способом оплачивали покупки или услуги.
Только 9% опрошенных ни разу за последний месяц не совершили онлайн-платеж банковской картой в момент заказа. Это самый распространенный способ оплаты. Он существенно опережает все остальные в абсолютном большинстве изученных сегментов (12 из 14). Второй по популярности способ – наличные. При оплате такси наличные используются наравне с картами, а для оплаты услуг нотариусов, юристов и других специалистов остаются самым популярным способом оплаты. Дальше следуют офлайн-платежи картами – в момент получения покупки. Каждый из этих трех методов использовали более половины пользователей, ни один из менее популярных способов не достиг такого показателя. Наименее популярны системы быстрых платежей и криптовалюта – она используется в крайне незначительном количестве случаев.
Характерные способы оплаты есть в младших (18–24 и 24–35) и самой старшей (55–64) возрастных группах, однако они не очень сильно выражены (аффинити-индекс не превышает 140%). Для молодежи характерно использование мобильных платежных систем, а электронными кошельками и интернет-банками они пользуются меньше остальных. У следующей возрастной группы (25-34) сохраняется предпочтение мобильных платежных систем, однако они также пользуются электронными кошельками и интернет-банками. У самой старшей группы (55-64) наоборот: характерный способ оплаты – электронные кошельки, а мобильными платежными системами они пользуются реже, чем в среднем.
Структура платежей в большинстве сегментов отличается. Однако почти везде ведущую роль играют онлайн-платежи картой. Наиболее сильно выделяются такси, мобильная связь, коммунальные услуги, оплата подписки на контент и онлайн-игры.
Наличие удобного способа оплаты и безопасность платежа влияют на решение о покупке сильнее, чем скидки или бесплатная доставка. Ситуации, когда пользователь не может совершить покупку из-за отсутствия удобного метода оплаты по-прежнему случаются. 18% опрошенных приходилось отказаться от покупки по этой причине. У 41% опрошенных есть сумма, выше которой они не стали бы делать онлайн-платежи по соображениям безопасности. Медианное значение – 10 000 рублей. У остальных такого порога нет или они не задумывались об этом. Самое главное при выборе способа оплаты – это размер комиссии. Почти 25% пользователей обращают на него внимание в первую очередь, а среди остальных 53% называют его в качестве второго важного фактора. Также важна защищенность данных.
В более распространенных методах пользователи видят меньше преимуществ. У онлайн-платежей картой (самый частый метод оплаты, обычный для большинства пользователей) преимущества отметили меньше респондентов, чем у систем мобильных платежей и офлайн-платежей картой. Единственное преимущество, по которому лидируют онлайн-платежи – это защищенность данных. В наличных люди находят меньше преимуществ, чем в любых других методах – хотя наличные вообще не вызывают технических проблем. Платежи картой (онлайн и офлайн) чаще всего вызывают проблемы. Это связано в том числе с более широким их распространением. Самым удобным средством оплаты можно назвать мобильные платежные системы – пользователи отметили у них больше всего преимуществ. Это скорость и простота оплаты, а также удобство оплаты товаров или услуг определенного типа. Также мобильные платежные системы вызывают меньше проблем, чем остальные способы за исключением оплаты наличными.
Самый распространенный способ оплаты – банковской картой онлайн, то есть в момент заказа на сайте или в приложении. Хотя бы раз за последний месяц его использовали 9 из 10 пользователей (91%). Картами офлайн, при получении заказа, платили реже, чем наличными.
Обычно люди используют 3-4 различных способа оплаты в течение месяца. Почти треть людей (31%) использовали пять и более разных способов. Их больше, чем тех, кто обошелся одним или двумя. Мужчины чаще, чем женщины, используют пять и более способов оплаты, однако они чаще обходятся и одним.
Люди, которые платят только одним способом, чаще всего используют карты. В 73% случаев единственным способом становятся онлайн-платежи картами, в 10% – офлайн-платежи картами. Однако для тех, кто использует два способа, вторым чаще становятся наличные: ими платили 58% людей, которые использовали два способа оплаты, а офлайн платежи картами использовали всего 28%. У людей, которые используют много способов оплаты, электронные кошельки популярнее интернет-банков. Также электронные кошельки чаще становятся единственным способом оплаты, хотя общая популярность интернет-банков выше.
2% респондентов используют только наличные.
Наиболее типичное сочетание способов оплаты – платежи картой онлайн и наличными 76% респондентов сочетают онлайн-платежи картой и наличными. За ними следуют офлайн-платежи картой и наличные, и разное использование банковских карт (онлайн+офлайн).
Ранее сообщалось о том, что самоизоляция вызвала рост популярности магазинов у дома.
Кроме того, 29% жителей России никогда не оставляют чаевых.
Интервью
Павел Девяцкий, modi: «Постоянный поиск товарных хитов – цель нашей коммерческой стратегии»
В 2025 году сеть планирует открыть 100 магазинов, выйти в новые города и страны СНГ.