Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Ирина Яровая готова переписать неработающий закон о торговле
Негативные отзывы бизнеса и ФАС по поводу закона о торговле заставили депутата-единоросcа Ирину Яровую, одного из авторов этого закона, задуматься о внесении жестких поправок в него. Как стало известно РБК daily, чтобы понять настроение рынка, г-жа Яровая отправила письма производителям продуктов питания и потребительских товаров с просьбой описать, как соблюдаются закон о торговле и Кодекс добросовестных практик при взаимодействии с торговыми сетями. Получив ответы, депутат вместе с коллегой Надеждой Школкиной попробует, в частности, ограничить 1% бонусы, на которые часто жалуются поставщики.
Тень сомнения
В распоряжении РБК daily оказалось письмо, адресованное главе одного из союзов на рынке продуктов питания. В нем председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая просит адресата описать взаимодействие поставщиков с ритейлерами. Депутат хочет получить информацию о навязывании дискриминационных условий при заключении договоров с сетями, в том числе маркетинговых и рекламных услуг. Она интересуется размером торговых наценок и тем, как они изменились за период действия закона о торговле. Яровая также спрашивает, как в реальности работает Кодекс добросовестных практик, подписанный ритейлерами и поставщиками в конце прошлого года.
Интерес Ирины Яровой, которая была одним из разработчиков закона о торговле, возник не на пустом месте. С февраля 2010 года, когда закон, призванный защитить поставщиков от ритейлеров, вступил в силу, на рынке не утихают пересуды о том, что он не работает. Хотя сама Яровая в феврале 2011 года утверждала, что закон о торговле стал действенной мерой в сдерживании роста цен и установлении нового формата диалога между производителем и продавцом.
Однако в апреле текущего года ФАС в своем докладе раскритиковала работу закона. В нем эксперты антимонопольного ведомства указали, что только в 2012 году было выявлено более сотни нарушений девятой статьи, которая регулирует условия поставки, в том числе бонусы. Закон в текущей версии разрешает только один вид вознаграждения для сети — 10-процентный ретробонус на все товары, за исключением социально значимых. Но ритейлеры нашли способы обходить этот запрет при помощи включения в договор оплаты дополнительных маркетинговых услуг, которые в реальности не предоставляются, утверждает ФАС. Но зачастую поставщик вынужден оплачивать эти услуги, потому что договор на их оказание привязан к договору поставки.
Возможно, мнение ФАС породило сомнения у г-жи Яровой. Тревожное письмо от нее получили в «Русбренде», Национальной мясной ассоциации, Руспродсоюзе и «Союзмолоке».
Бонус в 1%
Хотя депутат просила откликнуться на ее просьбу до 21 июня, ответили Яровой еще не все. Сергей Юшин, возглавляющий Национальную мясную ассоциацию, глава Руспродсоюза Максим Протасов и исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев еще готовят свои ответы. Большинство из них будет отправлено на текущей неделе.
Как пояснил РБК daily один из них, опрос мнений поставщиков депутат Яровая проводит для подготовки поправок в закон о торговле. Вносить изменения на рассмотрение Госдумы будет депутат Надежда Школкина, с которой, по словам участников рынка, Яровая работает в паре. Оперативно получить комментарии Ирины Яровой и Надежды Школкиной не удалось.
Подготовленный ими проект поправок есть в распоряжении РБК daily. В документе основные изменения касаются девятой статьи закона. В частности, предложено за маркетинговые и рекламные услуги установить совокупный размер вознаграждения или иных выплат не выше 1% в квартал от совокупной стоимости продовольственных товаров, приобретенных по договору поставки. При этом все должно быть добровольно: депутаты хотят прописать в законе запрет на принуждение поставщика к заключению возмездного договора о продвижении продовольственных товаров.
Также предлагается изменить один из пунктов восьмой статьи: в законе будет указано, что наценка на отдельные виды социально значимых товаров не должна превышать 10—25% к цене поставки. Сейчас размер наценки не прописан. Кроме того, депутаты обяжут ритейлеров указывать условия отбора поставщиков на региональных сайтах. В данный момент такие данные предоставляются только по запросу.
Стокгольмский синдром
Опрошенные РБК daily представители союзов подтвердили, что у поставщиков были и есть проблемы с сетями, но при этом они не хотят вступать в конфронтацию и выступают за самостоятельное урегулирование вопросов, без государственного вмешательства.
Сергей Юшин отметил, что поставщики вынуждены оплачивать маркетинговые и рекламные услуги, которые не оказываются в должном объеме. «Эти мнимые услуги — безобразие, — сетует глава «мясной» ассоциации. — К сожалению, акты о проделанной работе поставщик подписывает, а без этого он не получит причитающихся денег или вообще может потерять место на полке».
Но при этом г-н Юшин считает, что иногда участники рынка слишком остро реагируют на сложившуюся ситуацию. По его мнению, не стоит рассматривать рабочие моменты как какие-то неразрешимые антагонистические противоречия. «Те же самые поставщики, когда ведут переговоры о поставках сырья для своих предприятий, действуют в интересах своей организации. Или когда они строят какие-то объекты, тоже хотят платить строителям не с барского плеча, а по цене, которая им кажется наиболее отвечающей их коммерческим интересам», — пояснил эксперт.
Интересы всех сторон необходимо сбалансировать, и для этих целей создан Межотраслевой экспертный совет по развитию потребительского рынка, куда входят представители обеих сторон, напомнил г-н Юшин. Кроме того, сейчас создается комиссия по разрешению споров, которая в досудебном порядке будет рассматривать дела.
Основная проблема не в отсутствии законодательной базы, а в плохом исполнении уже принятого закона о торговле, уверен председатель правления «Союзмолока» Андрей Даниленко. Закон можно постоянно корректировать, ужесточать его, но ключевой вопрос в том, как ускорить процедуру вынесения решений госорганами по спорным моментам, — сейчас эта процедура настолько длительная, что производитель теряет полку, пока какое-либо решение будет принято, и, как следствие, несет огромные убытки, пояснил г-н Даниленко.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев, комментируя предложение депутатов ограничить размер вознаграждения 1% от цены приобретенных продовольственных товаров, отметил, что многие производители занимаются продвижением своих продуктов именно в торговых сетях. Особенно это касается таких категорий товаров, как пиво и алкоголь, для которых магазины являются единственной возможностью для продвижения. «Мне кажется, что любой запрет в этой области ограничивает конкуренцию среди производителей брендированной продукции», — заявил г-н Поповичев.
Продавцы против
Представители сетей единогласно выступают против ужесточения закона о торговле и настаивают на саморегулировании. «Мы стремимся к саморегулированию, работаем совместно с лидерами отраслевых союзов, и притягивать государство как арбитра нет смысла», — подчеркнул исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Белоновский. По его словам, практика фиктивных маркетинговых договоров бьет по имиджу ритейла. «Мы постепенными шагами пытаемся перевести заработок сетей из бэк-маржи в торговую наценку», – добавил он.
«Мы и так находимся под большим давлением рынка, поскольку предложение поставщиков значительно превышает спрос, — заявил руководитель пресс-службы X5 Retail Group Владимир Русанов. — Наше сотрудничество с поставщиками строится на договорной основе, и никто никого не заставляет подписывать договоры под дулом пистолета. У нас тысячи поставщиков, с которыми мы работаем, и у них нет к нам претензий, поскольку это сотрудничество взаимовыгодное».
«Насильственное регулирование конкуренции — это тупиковый путь, — уверен глава «Дикси» Илья Якубсон. — Гораздо полезнее и важнее добиваться исполнения всеми участниками рынка уже действующих норм закона».
Анна Левинская, Алексей Кузьменко, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?